Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

На академических выставках второй половины XIX — начала XX века наибольшее внимание зрителя привлекали произведения профессора петербургской Академии художеств В. Д.Орловского «Вечер. Берег моря» — одна из лучших картин среди его романтизированных морских пейзажей, с колоритными, хорошо нарисованными рыбаками, эффектно переданным закатом солнца.

По окончании Академии с золотой медалью три года (с 1869 по 1872) художник во время пенсионерской поездки работал в Париже, Швейцарии и Италии, где начал писать марины и добился значительных успехов.

По возвращении в Россию в течение нескольких лет, используя впечатления от стран Западной Европы, этюды, натурные зарисовки, Орловский создавал большие эффектные картины, за шесть из них в 1874 году был удостоен звания академика. В их числе и работа из севастопольского собрания, экспонировавшаяся в 1874 году на академической выставке под названием «Закат солнца. Porto d’Anza», а в 1882 — на всероссийской в Москве.

Она сразу же была приобретена коллекционером Козьмой Солдатёнковым, впоследствии, по его завещанию была передана в Румянцевский музей, репродуцировалась в музейных дореволюционных каталогах как одна из лучших работ, и только после расформирования музея, оказалась в Севастополе.

На картине изображен находящийся от Рима в 40 километрах приморский городок на Тирренском побережье — Порто д’Анцио.

С ростом Римской империи античный Анциум, где родились два известных императора — Калигула и Нерон, достиг своего максимального расцвета. Здесь строились многочисленные виллы и самой знаменитой была вилла Нерона, которую называли «археологическим чудом», но, к сожалению, уже в XIX веке от нее мало что сохранилось.

О запустении этого живописного уголка, свои ожидания и разочарования прекрасно описал Александр Бенуа, побывавший там, через два десятилетия после Орловского. Вероятно, поэтому Владимир Донатович и не вдохновился остатками руин дворца, а писал «неказистую рыбацкую гавань», «уходящий» день, «изучал пластические позы» ленивых портоданцези и любовался «кристаллически-прозрачной изумрудной водой».

Орловский Владимир Донатович

Родился в 1842 в Киеве, умер в 1914 в Италии, похоронен в Киеве.

Пейзажист. Учился в АХ (1861–1868). Пенсионер АХ (1869–1872) за границей: во Франции, Швейцарии, Италии. С 1874 — академик пейзажной живописи, с 1878 — профессор. Принимал участие в основании Киевского художественного училища. Участник выставок: АХ (с 1872); всероссийской, Москва, 1882; С.-Петербургского общества художников; всемирных: Филадельфия, 1876; Париж, 1878 и др. Персональные выставки: «В. Д. Орловский и Н. К. Пимоненко», Москва, 1916.

Другие экземпляры коллекции
На берегу Черного моря
Коровин Константин Алексеевич
Картина «На берегу Черного моря» по праву может считаться программной в творчестве художника начала 1900-х годов.
Вид Московского Кремля со стороны Кокоревского подворья
Верещагин Петр Петрович
Южная страна
Богаевский Константин Фёдорович
Краткий этап в живописи Богаевского с его культом трагического, дисгармоничного сменился вскоре новым – воспевающим «райский расцвет земли».
Севастополь. Рыбачья бухта
Коровин Константин Алексеевич
Пестрое поле
Левитан Исаак Ильич
Лес осенью. Папоротники
Левитан Исаак Ильич
Портрет жены негоцианта Киселева
Тропинин Василий Андреевич
«Портрет жены негоцианта Киселева» из севастопольского собрания можно назвать «полупарадным» портретом или «полужанром».
На берегу реки
Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович
В данном пейзаже художника прекрасно передано переходное состояние природы, он наполнен светлой и немного грустной поэзией.