Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

Огромной известностью выдающийся маринист Иван Константинович Айвазовский пользовался не только в России, но и в Турции. Он несколько раз совершал путешествия в страну, в которой своеобразно соединились черты восточной и западной культур.

Первый раз живописец побывал в ней в 1845 году: художник входил в состав Средиземноморской географической экспедиции к берегам Турции и Малой Азии под руководством известного русского географа и мореплавателя Фёдора Литке. Тогда не только Константинополь, но и его окрестности покорили мастера. Он много и «цепко» рисовал с натуры, а по окончании экспедиции написал большое количество работ, в том числе и с видами столицы.

Впечатления от путешествия были необычайно яркими. Айвазовский считал Константинополь самым красивым городом мира и в течение жизни не раз возвращался к изображению его видов, неоднократно устраивал.

Картина «Вид Босфора» была написана в 1864 году, через несколько лет после второй поездки маэстро в Константинополь. В 1856 году по окончании Крымской (Восточной) войны по пути из Франции он побывал в «этом сказочном городе», где был очень тепло встречен местной армянской диаспорой. Впоследствии часто экспонировал там свои полотна, а султан Абдул-Меджид I в знак преклонения перед его творчеством даже наградил Ивана Константиновича орденом «Нишан Али» IV степени и заказал ему серию видов Босфора.

На полотне из севастопольского собрания Айвазовский показал панорамный вид на Константинополь при закате солнца со стороны Босфора. В картине очевидно влияние реалистических тенденций, характерное для его творчества того времени: нет «сильных страстей», шторма, сцен кораблекрушений и даже «лунной дорожки» на водной глади, изображен тихий вечер, будничная жизнь на проливе.

Однако выверенное композиционное решение и живописная система с довольно тонкой колористической разработкой остались в русле традиций академизма. Он мастерски написал изящные силуэты минаретов и дворцов, выделяющихся на фоне золотистого неба, величественного восточного города. И все-таки, от эффектности «закатного» освещения художник не смог до конца отказаться.

Айвазовский (Гайвазовский), Иван (Оганес) Константинович

Родился в 1817 в Феодосии, умер в 1900 там же.

Пейзажист-маринист, автор морских батальных картин.

Первые навыки профессионального рисования получил у феодосийского архитектора Коха. Учился в симферопольской гимназии (1830-1833); АХ (1833-1838) у М. Н. Воробьёва, А. И. Зауервейда, французского мариниста Ф. Таннера. Командирован в Крым для совершенствования в морской живописи (1838-1840), участвовал в десантных операциях русского флота у берегов Кавказа под руководством Н. Н. Раевского. В 1839 — звание художника 1-ой степени. Пенсионер АХ в Италии (1840-1844). С 1844 — академик, живописец Главного морского штаба. С 1847 — профессор, с 1887 — почётный член АХ; член Римской, Флорентийской, Штутгартской и Амстердамской академий художеств. С 1845 — жил и работал в Феодосии; руководил художественной мастерской в Феодосии (с 1865, тогда же — звание штатного профессора АХ); в 1880 там же основал картинную галерею. В 1881 — звание почетного гражданина Феодосии.

Участник выставок: АХ (1836-1899, с перерывами); Общества выставок художественных произведений (1876-1882); Общества русских акварелистов (1892-1900, с перерывами); всероссийских: С.-Петербург, 1878, Москва, 1882, Нижний Новгород, 1896; международных: Париж, 1857, 1867, 1878; Лондон, 1862; Вена, 1873; Филадельфия, 1876; Чикаго, 1893. С 1846 состоялось более 120 персональных выставок в разных городах России и за границей.

Другие экземпляры коллекции
Константинополь при луне
Айвазовский (Гайвазовский), Иван (Оганес) Константинович
Пейзаж «Константинополь при луне» не только демонстрирует восторженное отношение мастера к этому удивительной красоты городу, лирическое настроение людей, подчеркнутое состоянием природы, но и композиционное, и техническое мастерство живописца.
Массандровский дворец
Крачковский Иосиф Евстафьевич
В маленьком, картинно-видовом пейзаже из севастопольского собрания, «приятном для глаза и души», с фотографической точностью на фоне Крымских гор «нарисован» Массандровский дворец императора Александра III, из рыцарского замка превратившийся в «сказочный терем».
Натюрморт
Хруцкий Иван Фомич
Плоды, овощи, плетеные корзины и туесочки Хруцкий компонует и пишет как историческую картину.
Зимнее утро
Грабарь Игорь Эммануилович
Пейзаж «Зимнее утро», созданный в Дугино, — это дивная оркестровая симфония красок и форм, состоящая из множества фактурных мазков, своеобразных перезвонах чистого цвета, что напоминает об увлечении Грабаря дивизионизмом — разложением цвета — использование раздельных, несмешанных на палитре дополнительных цветов, рассчитанное на их оптическое смешение на холсте.
Интерьер
Юон Константин Федорович
Довольно редкая по стилистике картина «Интерьер» относится к раннему этапу в творчестве известнейшего художника Константина Фёдоровича Юона в период увлеченности импрессионизмом.
Астры и помидоры
Коровин Константин Алексеевич
В полотне «Астры и помидоры» жизненные проблемы как бы отходят на дальний план, натюрморт получился ярким, звучным, радостным, как бы вопреки тому, что 1919 год был голодным, тяжелым для всей России и особенно для Коровина.
Пестрое поле
Левитан Исаак Ильич
Портрет князя С. М. Голицына
Тропинин Василий Андреевич
Из четырех портретов кисти В. А. Тропинина в собрании музея наиболее известен «Портрет князя С. М. Голицына».