Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

Личность Игоря Эммануиловича Грабаря по размаху деятельности и разнообразию дарований поистине универсальна и уникальна: художник, критик, историк русского искусства, общественный и музейный деятель. Он учился в ВХУ при петербургской Академии художеств, затем в Школе А. Ашбе в Мюнхене, но более всего обязан самообразованию, постижению мастерства художника в европейских музеях.

Один из самых ярких периодов в творчестве Грабаря был связан с импрессионизмом. Посещая в 1890-е годы выставки импрессионистов в Париже, он был очарован ими. Вернувшись в Россию, художник «душой и сердцем отдыхал в Подмосковье», а с 1904 года в Дугино, куда его пригласил художник-любитель Н. В. Мещерин, сын основателя Даниловской текстильной мануфактуры.

В подмосковном имении Дугино, которое находилось в поселке Мещерино, хозяин гостеприимно открывал двери своего большого дома для всех живописцев. Именно здесь художник нашел свою главную пейзажную тему, его «заворожила, завьюжила» русская зима. Поэтому мастеру «страст­но хотелось... писать зиму, снег, иней».

Пейзаж «Зимнее утро», созданный в Дугино, — это дивная оркестровая симфония красок и форм, состоящая из множе­ства фактурных мазков, своеобразных перезвонах чистого цвета, что напоминает об увлечении Грабаря дивизионизмом — разложением цвета — использование раздельных, несмешанных на палитре дополнительных цветов, рассчитанное на их оптическое смешение на холсте. Высокие, во всю высоту холста, деревья с пышными, засыпанными снегом кронами, переплетающимися ветвями и тенями, сплетающими ажурные узоры, освещены лучами солнца.

Картинное пространство, развивающееся снизу вверх, фрагментарность композиции — излюбленный прием живописца — дают возможность зрителю разглядеть красочную полифоничность, созданную короткими фактурными мазками, которая как бы «спорит» с тишиной, заснувшего на зиму леса.

Грабарь Игорь Эммануилович

Родился в 1871 в Будапеште, умер в 1960 в Москве.

Пейзажист, портретист, автор натюрмортов и картин на историческо-революционные темы. Искусствовед, реставратор, архитектор, музейный деятель.

Учился на юридическом и историко-филологическом факультетах С.-Петербургского университета (1889–1893), в АХ (1894–1896) у П. П. Чистякова, В. Е. Савинского, И. Е. Репина, А. А. Бруни, в Мюнхене в Школе Ашбе (1896–1898) и архитектурном политехникуме (1901). Преподавал: в Школе Ашбе (1898–1901), Московском институте изобразительных искусств (1937–1942, профессор, директор). Попечитель (1913–1918) и директор (1918–1925) ГТГ. Организатор и директор Художественно-реставрационных мастерских при Всероссийской реставрационной комиссии (ныне ВХРНЦ им.–Академика И. Э. Грабаря) (1918–1930). Директор Института истории искусств АН СССР (1940–1966). С 1913 — академик, с 1943 — действительный член АН СССР, с 1947 — действительный член АХ СССР. С 1928 — заслуженный деятель искусств РСФСР, с 1956 — народный художник СССР. Участник выставок: «Мир искусства» (1901–1916, 1922), СРХ (1903–1909), «Осенний салон», Париж (1906, 1908) и др. Персональные выставки: К 100-летию со дня рождения, Москва, ГТГ, 1971–1972.

Другие экземпляры коллекции
Портрет И. С. Тургенева
Репин Илья Ефимович
Данная работа долгие годы находилась в мастерской художника и только в начале XX века была продана варшавскому коллекционеру Н. Н. Максимовскому.
Ночлежный дом
Маковский Владимир Егорович
Отточенный до артистизма рисунок и блестящий композиционный дар, позволил мастеру выстроить содержательную и выразительную картину из «кирпичиков» разрозненных наблюдений, которая получила признание у зрителей и успешно экспонировалась на XVIII передвижной выставке.
Японка
Верещагин Василий Васильевич
В севастопольском собрании хранится, пожалуй, одна из самых поэтичных работ Верещагина — «Японка», которая знакомит с менее известной стороной его творчества.
Пряха
Бодри Карл-Фридрих Петрович
Картина «Пряха» написана художником еще в период обучения в Академии и во многом противоположна работам А. Г. Венецианова, его школы, стремившихся преодолеть каноны академической живописи.
Астры и помидоры
Коровин Константин Алексеевич
В полотне «Астры и помидоры» жизненные проблемы как бы отходят на дальний план, натюрморт получился ярким, звучным, радостным, как бы вопреки тому, что 1919 год был голодным, тяжелым для всей России и особенно для Коровина.
Дама с книгой
Крамской Иван Николаевич
Лес осенью. Папоротники
Левитан Исаак Ильич
В коридоре окружного суда
Касаткин Николай Алексеевич
Представленная на XXV юбилейной передвижной выставке, эта работа сразу же оказалась в центре внимания зрителей и прессы. В большинстве рецензий картина анализировалась или упоминалась как одно из ключевых произведений экспозиции.