Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

На берегу Черного моря

1900-еХолст, масло. 143×103

Творчество блистательного артистичного русского живописца Константина Алексеевича Коровина (1861–1939) чрезвычайно многообразно. И с некоторыми страницами его профессиональной деятельности знакомят произведения севастопольского собрания. Среди них пейзажи разных лет, натюрморт и эскиз театральной декорации.

Жизнь и творчество К. А. Коровина были тесно переплетены с Крымом. В начале 1900-х годов он приобрел землю в Гурзуфе, где впоследствии по собственному проекту построил дом. Сейчас там творческая дача художников. Константин Алексеевич очень любил Крым, солнце, воздух, море, розы и поэтому ежегодно приезжал сюда в разное время года. Ему здесь свободно и радостно «дышалось», жилось и работалось; часто посещали друзья, несколько раз приезжал Ф. И. Шаляпин.

Картина «На берегу Черного моря» по праву может считаться программной в творчестве художника начала 1900-х годов. В ней выражается новое, по преимуществу эмоциональное, художественное восприятие действительности, желание передать прежде всего настроение, в котором бы объединились «состояния» людей и окружающей пейзажной среды.

Коровин отказался от выигрышного мотива, не использовал какой-либо специальный сюжет, а лишь запечатлел то, что как бы случайно оказалось в поле его зрения. Женщина в одиночестве и задумчивости сидит на берегу моря, и природа созвучна ее состоянию. Изысканно и сдержанно, на полутонах, как бы подытоживая пленэрные поиски того времени, написана эта картина. Мягко и ненавязчиво передан лирический облик женщины и «тонкая музыка» ее настроения.

Находясь в Крыму, Коровин не единожды бывал и в Севастополе. С городом его связывали яркие воспоминания. Актриса Н. Комаровская позднее писала, как «огромная, ярко горевшая на солнце рыбина — морской петух, выловленная балаклавскими рыбаками, настолько поразила Коровина, что позже увиденное подсказало ему решение образа царя Додона для оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о Золотом петушке».

Коровин Константин Алексеевич

Родился в 1861 в Москве, умер в 1939 в Париже.

Пейзажист, портретист, писал натюрморты, работал в области театрально-декорационного искусства. Учился в МУЖВЗ (1875–1883) сначала на архитектурном, затем на живописном отделении у И. М. Прянишникова, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова. В 1882 несколько месяцев учился в Академии Художеств. Преподавал в Строгановском училище, МУЖВЗ (1901–1919). С 1905 — академик. Член Абрамцевского кружка. С 1885 работал в Москвоской частной опере С. И. Мамонтова и других театрах Москвы и Петербурга. С 1910 — главный декоратор московских императорских театров. С 1923 жил и работал в Париже. Участник выставок: ученических МУЖВЗ; ТПХВ (1889–1899); МОЛХ (с 1889); МТХ;, «Мир искусства» (с 1899); «36-ти художников» (1901, 1902); СРХ (1803–1922, член-учредитель); всероссийской, Нижний Новгород, 1896; зарубежных. Персональные выставки: К 100-летию со дня рождения, Ленинград, Москва, Киев, 1961.

Другие экземпляры коллекции
Астры и помидоры
Коровин Константин Алексеевич
В полотне «Астры и помидоры» жизненные проблемы как бы отходят на дальний план, натюрморт получился ярким, звучным, радостным, как бы вопреки тому, что 1919 год был голодным, тяжелым для всей России и особенно для Коровина.
Севастополь. Рыбачья бухта
Коровин Константин Алексеевич
Портрет князя С. М. Голицына
Тропинин Василий Андреевич
Из четырех портретов кисти В. А. Тропинина в собрании музея наиболее известен «Портрет князя С. М. Голицына».
В Крыму
Васильев Фёдор Александрович
В колорите очень точно выдержано цветовое единство, так как живописец умело использовал серо-синие, зеленые близкие по тону цвета, которые полностью соответствовали натуре.
Константинополь при луне
Айвазовский (Гайвазовский), Иван (Оганес) Константинович
Пейзаж «Константинополь при луне» не только демонстрирует восторженное отношение мастера к этому удивительной красоты городу, лирическое настроение людей, подчеркнутое состоянием природы, но и композиционное, и техническое мастерство живописца.
Вечер. Берег моря
Орловский Владимир Донатович
На картине изображен находящийся от Рима в 40 километрах приморский городок на Тирренском побережье — Порто д’Анцио.
Японка
Верещагин Василий Васильевич
В севастопольском собрании хранится, пожалуй, одна из самых поэтичных работ Верещагина — «Японка», которая знакомит с менее известной стороной его творчества.
Массандровский дворец
Крачковский Иосиф Евстафьевич
В маленьком, картинно-видовом пейзаже из севастопольского собрания, «приятном для глаза и души», с фотографической точностью на фоне Крымских гор «нарисован» Массандровский дворец императора Александра III, из рыцарского замка превратившийся в «сказочный терем».