Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

Талантливый живописец Константин Иванович Горбатов, получил прекрасное образование в петербургской Академии художеств, причем первоначально обучался на архитектурном отделении, а уже затем перевелся в пейзажный класс, где его учителями были Н. Н. Дубовской и А. А. Киселев.

По окончании учебы он продолжил образование во время пенсионерской поездки в Италию, изучал творчество великих европейских мастеров в знаменитых музеях, писал «портреты» легендарных памятников. Однако, вернувшись в Россию, Горбатов довольно быстро сформулировал основную тематику своих произведений. Его привлекал архитектурный пейзаж, ансамбли древнерусских городов и их «особое лицо». Конечно, знание архитектуры, восхищение ее красотой и величием, хорошее владение рисунком во многом определили этот выбор.

На рубеже XIX — XX веков вслед за И. И.Левитаном у многих русских живописцев возник интерес к «вечной текучести», изменчивости природы, ее движению от одного времени года к другому, сложному переходу ото дня к ночи. Одним из художников, кого привлекла эта тема, был Константин Горбатов, имя которого на долгое время было незаслуженно забыто в России, а ныне оно возвращается к зрителю и работы самобытного мастера вновь становятся популярными.

Его «Оттепель» — тонкий пейзаж-наблюдение, написанный еще за год до окончания Академии. Что-то встревоженное, зыбкое и подвижное проявилось в природе и во всем привычном облике Петербурга. Силуэты людей, деревья, жилые дома и памятники прошлого — все оказалось окутанным мерцающим воздухом и сумеречным светом и сразу перестало быть будничным, приобрело «драгоценность», благодаря сложно нюансированному колориту, динамичным, на первый взгляд небрежно, но точно брошенным красочным мазкам, уверенному, свободному рисунку.

С элегической чуткостью «схвачено» художником сумеречное состояние. Картина пленяет своей лиричностью, богатством и разнообразием цветовых оттенков. В ней гармонично соединились левитановские традиции и новые живописные приемы, характерные для последующих произведений живописца.

Горбатов Константин Иванович

Родился в 1876 в Ставрополе, Самарская губерния, умер в 1945 в Берлине.

Пейзажист. Учился в Самаре в Школе живописи и рисования Ф. Е. Бурова (начало 1890-х); Училище барона Штиглица (1895); в Риге в политехникуме у Д. Кларка и Школе рисования и живописи Блюма (1896–1903); в АХ (1903–1911) сначала на архитектурном, с 1904 на живописном отделении у А. А. Киселёва, Н. Н. Дубовского. Пенсионер АХ в Италии (1912–1913). С 1924 жил в Италии, с 1928 — в Германии. Участник выставок: АХ (с 1905), Общества русских акварелистов (1906–1911); Общества Куинджи (1910–1924); ТПХВ (1912–1922, с 1917 — член ТПХВ); за границей: в Гааге; Питтсбурге; Кельне.

Другие экземпляры коллекции
Портрет жены негоцианта Киселева
Тропинин Василий Андреевич
«Портрет жены негоцианта Киселева» из севастопольского собрания можно назвать «полупарадным» портретом или «полужанром».
Вечер. Берег моря
Орловский Владимир Донатович
На картине изображен находящийся от Рима в 40 километрах приморский городок на Тирренском побережье — Порто д’Анцио.
Ночлежный дом
Маковский Владимир Егорович
Отточенный до артистизма рисунок и блестящий композиционный дар, позволил мастеру выстроить содержательную и выразительную картину из «кирпичиков» разрозненных наблюдений, которая получила признание у зрителей и успешно экспонировалась на XVIII передвижной выставке.
На берегу Черного моря
Коровин Константин Алексеевич
Картина «На берегу Черного моря» по праву может считаться программной в творчестве художника начала 1900-х годов.
Зима
Крымов Николай Петрович
Эта работа до революции экспонировалась на выставке «Союза русских художников», в 1925 году выставлялась в Третьяковской галерее на выставке «Крестьянин в русской живописи», а в 1984 — в Москве на персональной выставке Н. П. Крымова в Центральном доме художника.
В Крыму
Васильев Фёдор Александрович
В колорите очень точно выдержано цветовое единство, так как живописец умело использовал серо-синие, зеленые близкие по тону цвета, которые полностью соответствовали натуре.
Зимнее утро
Грабарь Игорь Эммануилович
Пейзаж «Зимнее утро», созданный в Дугино, — это дивная оркестровая симфония красок и форм, состоящая из множества фактурных мазков, своеобразных перезвонах чистого цвета, что напоминает об увлечении Грабаря дивизионизмом — разложением цвета — использование раздельных, несмешанных на палитре дополнительных цветов, рассчитанное на их оптическое смешение на холсте.
Античный пейзаж
Поленов Василий Дмитриевич
Любопытно, что художник использовал и в эскизах, и в картине этюд «Троада», хранящийся в Третьяковской галерее, только «перевернул» легендарную гору в другую сторону.