Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

Знаменитый баталист Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) широко известен своими произведениями, посвященными Отечественной войне 1812 года, русско-турецким войнам, Туркестанской серией.

Его называли «художником-патриотом», «художником-воином». Он и погиб на боевом посту: ушел под воду вместе с адмиралом С. О. Макаровым на взорванном броненосце «Петропавловск».

В севастопольском собрании хранится, пожалуй, одна из самых поэтичных работ Верещагина — «Японка», которая знакомит с менее известной стороной его творчества. В ней ярко проявилась увлеченность этнографией, особенностями быта, нравами и костюмами Японии. Даже колорит настраивает зрителя на восточный лад: тонкое сочетание красного, черного, фиолетового...

Написана работа во время путешествия художника по Японии. За три месяца Верещагин создал более 20 этюдов, на основе которых собирался позднее в Сухуми написать большие тематические картины, так как считал световоздушные климатические условия в этом районе наиболее близкими японским.

Многие этюды из этой серии были не только подготовительным материалом, но и имели самостоятельную художественную ценность. И в первую очередь севастопольская «Японка». Она композиционно продумана, даже рама для нее выполнена специально по заказу самого художника. На ней вырезан восточный орнамент: стилизованные цветы и львицы в сложном переплетении.

Большинство японских этюдов были приобретены музеем Александра III в 1905 году с посмертной выставки В. В. Верещагина.

Верещагин Василий Васильевич

Родился в 1842 в Череповце, погиб в 1904 на броненосце «Петропавловск» вблизи Порт-Артура.

Баталист, исторический живописец, автор картин этнографического характера. Первоначальное образование получил в Александровском малолетнем кадетском корпусе в Царском Селе (1850–1852); Морском кадетском корпусе в С.-Петербурге (1853–1860). С 1858 посещал занятия в Рисовальной школе при ОПХ. Учился в АХ в историческом классе у А. Т. Маркова, А. Е. Бейдемана (1860–1865, но фактически перестал посещать в 1863); в Париже в Академии изящных искусств у Ж.-Л. Жерома (1864–1867), одновременно пользовался советами А. Бида. В 1874 — публично отказался от звания профессора петербургской АХ. Много путешествовал (Европа, Туркестан, Индия, Сирия, Палестина, США, Куба, Филиппины, Япония...). Участник боевых действий в Туркестане (1867–1868); в Плевне, на Шипкинском перевале во время русско-турецкой войны (1877–1878). Участник выставок: АХ (1866; 1873); ТПХВ (1874–1875, экспонент); всероссийской, Москва, 1882. Персональные выставки: С.-Петербург, 1874, 1880, 1883, 1896, 1904; Москва, 1874, 1876, 1879, 1883, 1895, 1898, 1899, 1900, 1904, 1989, 1992; Киев, 1896, 1941, 1955; Одесса, 1896–1897, 1900; Рига, 1899, 1901; Вильно, 1900–1901; Юрьев, 1901; Ревель, 1901; Ленинград, 1958; Николаев, 1962, 1964, 1967, 1992; Череповец, 1983–1984, 1992–1993; за рубежом: Париж, Лондон, Берлин, Дрезден, Брюссель, Вена и др.

Другие экземпляры коллекции
Константинополь при луне
Айвазовский (Гайвазовский), Иван (Оганес) Константинович
Пейзаж «Константинополь при луне» не только демонстрирует восторженное отношение мастера к этому удивительной красоты городу, лирическое настроение людей, подчеркнутое состоянием природы, но и композиционное, и техническое мастерство живописца.
Зимнее утро
Грабарь Игорь Эммануилович
Пейзаж «Зимнее утро», созданный в Дугино, — это дивная оркестровая симфония красок и форм, состоящая из множества фактурных мазков, своеобразных перезвонах чистого цвета, что напоминает об увлечении Грабаря дивизионизмом — разложением цвета — использование раздельных, несмешанных на палитре дополнительных цветов, рассчитанное на их оптическое смешение на холсте.
Пестрое поле
Левитан Исаак Ильич
Лес осенью. Папоротники
Левитан Исаак Ильич
На берегу реки
Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович
В данном пейзаже художника прекрасно передано переходное состояние природы, он наполнен светлой и немного грустной поэзией.
Астры и помидоры
Коровин Константин Алексеевич
В полотне «Астры и помидоры» жизненные проблемы как бы отходят на дальний план, натюрморт получился ярким, звучным, радостным, как бы вопреки тому, что 1919 год был голодным, тяжелым для всей России и особенно для Коровина.
Натюрморт
Хруцкий Иван Фомич
Плоды, овощи, плетеные корзины и туесочки Хруцкий компонует и пишет как историческую картину.
В Крыму
Васильев Фёдор Александрович
В колорите очень точно выдержано цветовое единство, так как живописец умело использовал серо-синие, зеленые близкие по тону цвета, которые полностью соответствовали натуре.