Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

Сосна. Этюд

Шишкин Иван Иванович (1832–1898)1892Холст, масло

Восторг и восхищение богатырской русской природой до сих пор вызывает у зрителя «анатомически» точно прорисованный живописный этюд Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898) «Сосна».

Сила и мощь ощущаются в устремленном ввысь дереве. Как и в большинстве своих работ, в этом пейзаже художник выбрал на натуре и с огромным благоговением изобразил то, что само по себе обладает постоянством и неизменностью, — вечнозеленое хвойное дерево и любимое уже установившееся время года — лето с ярко выраженными приметами солнечного дня. И вместе с тем в отличие от большинства его программных картин в этом этюде очевидно увлечение пленэрными открытиями. Здесь более сложная передача световоздушной среды, и главное, значительно большая свобода, раскованность в композиционном решении, выборе точки зрения, живописность.

Шишкин изобразил не сосну «вообще». Ведь это не пособие по ботанике. Мы имеем дело скорее с портретом сосны, созданным 4 июля 1892 года в курортном местечке Меррекюле, недалеко от Нарвы (ныне Эстония). Эту сосну в путеводителях советского времени называли «шишкинской», так как знаменитый мастер писал ее не единожды. Точно повторяющая композицию работа 1894 года, но чуть большего размера и более «приглаженной» традиционной живописи хранится во Владимиро-Суздальском музее.

В Эстонии есть своя легенда, связанная с этой сосной. Эстонцы называют ее «сосна поцелуев» («Musi mand»). Ныне это ритуальное место. Сколько клятв и объяснений в любви слышало это дерево! Ведь именно под его пышной кроной назначались самые важные, ответственные свидания, очень часто решались судьбы молодых людей. Молодожены в день свадьбы и сейчас приезжают к сосне поклониться, для того чтобы их семейная жизнь была счастливой и спокойной.

Шишкин Иван Иванович

Родился в 1832 в Елабуге, Вятская губерния, умер в 1898 в Санкт-Петербурге.

Пейзажист. Учился в МУЖВЗ (1852–1856) у А. Н. Мокрицкого, К. И. Рабуса; в АХ (1856–1860) у С. М. Воробьёва. Пенсионер АХ в Германии, Швейцарии (1862–1865). С 1865 — академик; с 1873 — профессор; с 1893 — действительный член АХ. Преподавал в АХ, руководитель пейзажной мастерской АХ (1894–1895). Член Общества русских аквафортистов. Участник выставок: ученических МУЖВЗ; АХ; ТПХВ (с 1871–1899, член-учредитель); ТЮРХ (посмертно, 1899); МОЛХ; Общества русских акварелистов; всероссийской, Нижний Новгород, 1896.

Другие экземпляры коллекции
Севастополь. Рыбачья бухта
Коровин Константин Алексеевич
Портрет И. С. Тургенева
Репин Илья Ефимович
Данная работа долгие годы находилась в мастерской художника и только в начале XX века была продана варшавскому коллекционеру Н. Н. Максимовскому.
Вечер. Берег моря
Орловский Владимир Донатович
На картине изображен находящийся от Рима в 40 километрах приморский городок на Тирренском побережье — Порто д’Анцио.
Пестрое поле
Левитан Исаак Ильич
Портрет жены негоцианта Киселева
Тропинин Василий Андреевич
«Портрет жены негоцианта Киселева» из севастопольского собрания можно назвать «полупарадным» портретом или «полужанром».
Интерьер
Юон Константин Федорович
Довольно редкая по стилистике картина «Интерьер» относится к раннему этапу в творчестве известнейшего художника Константина Фёдоровича Юона в период увлеченности импрессионизмом.
Портрет князя С. М. Голицына
Тропинин Василий Андреевич
Из четырех портретов кисти В. А. Тропинина в собрании музея наиболее известен «Портрет князя С. М. Голицына».
Вид Босфора
Айвазовский (Гайвазовский), Иван (Оганес) Константинович
Картина «Вид Босфора» была написана в 1864 году, через несколько лет после второй поездки маэстро в Константинополь.