Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

В коридоре окружного суда

1897Холст, масло

В севастопольском музее хранится одна из самых популярных в дореволюционные годы работ художника «В коридоре окружного суда». Она повествует о тяжелой доле русского крестьянина, о социальном неравенстве, неравенстве перед законом.

Здесь нет излишней сентиментальности, не показана сломленность или раздавленность человека. Пожалуй, разговор идет об осознании чувства собственного достоинства, о нарождающемся протесте. Благодаря композиционному построению единичная трагедия воспринимается как типичная, характерная для того времени.

Представленная на XXV юбилейной передвижной выставке, эта работа сразу же оказалась в центре внимания зрителей и прессы. В большинстве рецензий картина анализировалась или упоминалась как одно из ключевых произведений экспозиции.

Именно это полотно Касаткина было включено в альбом, посвященный 25-летию деятельности Товарищества, а впоследствии довольно часто воспроизводилось в монографиях по истории искусства и в общественно-политических изданиях как иллюстрация крестьянской жизни. В 1905 году репродукции картины под названием «Аграрник» распространялись как листовки, призывая крестьян к бунту.

Картину сразу же приобрел известный московский коллекционер К. Т. Солдатёнков. Уже из его собрания она путешествовала в Париж на Всемирную выставку, где была удостоена серебряной медали. Впоследствии картина по завещанию мецената была передана в Московский публичный и Румянцевский музей, после расформирования которого оказалась в Севастополе.

В Риге в Музее латышского и русского искусства хранится авторское повторение этого произведения того же года.

Интересно, что в каталоге персональной выставки 1929 года Касаткин дал этой картине подзаголовок «Гонение за веру». Вероятно, это было связано с изменением взглядов художника. Известно, что в 1890-е годы он находился под сильным влиянием духоборческих идей Л. Н. Толстого. В то время он часто посещал дом великого писателя и подолгу беседовал с ним. Однако содержание картины, возможно, вопреки воле автора и его первоначальному замыслу стало значительно шире. И, как бы «отстранившись» от художника, произведение по-иному зазвучало, приобрело собственную жизнь.

Касаткин Николай Алексеевич

Родился в 1859 в Москве, умер в 1930 там же.

Жанрист, портретист, писал также интерьеры. Сын художника — литографа А. А. Касаткина. Учился в МУЖВЗ (1873–1883) у В. Г. Перова. С 1898 — академик, с 1903 — действительный член АХ. Преподавал в МУЖВЗ (1894–1918), в школе технического рисования и литографского дела при издательстве И. Д.Сытина (1903–1917), различных студиях. С 1923 — народный художник РСФСР. Участник выставок: МОЛХ (1889–1911, с перерывами); ТПХВ (1890–1922, с 1891 — член ТПХВ); АХРР (1922, 1923); Объединения художников — реалистов (1927, 1928); всемирных: Париж, 1900 и др.

Другие экземпляры коллекции
На берегу Черного моря
Коровин Константин Алексеевич
Картина «На берегу Черного моря» по праву может считаться программной в творчестве художника начала 1900-х годов.
Античный пейзаж
Поленов Василий Дмитриевич
Любопытно, что художник использовал и в эскизах, и в картине этюд «Троада», хранящийся в Третьяковской галерее, только «перевернул» легендарную гору в другую сторону.
Японка
Верещагин Василий Васильевич
В севастопольском собрании хранится, пожалуй, одна из самых поэтичных работ Верещагина — «Японка», которая знакомит с менее известной стороной его творчества.
Портрет И. С. Тургенева
Репин Илья Ефимович
Данная работа долгие годы находилась в мастерской художника и только в начале XX века была продана варшавскому коллекционеру Н. Н. Максимовскому.
Фонтан в парке
Галактионов Степан Филиппович
Довольно редко в музейных, да и в частных собраниях встречаются живописные работы основоположника русской пейзажной гравюры Степана Филипповича Галактионова.
Портрет жены негоцианта Киселева
Тропинин Василий Андреевич
«Портрет жены негоцианта Киселева» из севастопольского собрания можно назвать «полупарадным» портретом или «полужанром».
Вид Московского Кремля со стороны Кокоревского подворья
Верещагин Петр Петрович
Портрет княгини С. Ф. Касаткиной Ростовской
Серов Валентин Александрович
Этот портрет, незаконченный и почти эскизный, но продуманно-целостный, позволяет рассмотреть процесс работы мастера над произведением.