Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

Стремительный творческий взлет одного из самых талантливых русских пейзажистов 70-х годов XIX века Федора Александровича Васильева, к сожалению, был трагически прерван ранней смертью. Он мало учился — только в рисовальной школе Общества поощрения художеств. Пользовался советами Ивана Ивановича Шишкина, но «духовным учителем» считал Ивана Николаевича Крамского, который называл его «гениальным юношей».

Уже в самом начале 1870-х Васильеву в пейзажах удалось синтезировать картинность и живописную свободу, которую он приобрел в многочисленных натурных этюдах. Последние два года своей жизни из-за тяжелой болезни юный живописец провел вдали от Средней полосы России — в Крыму. Ему пришлось привыкать к южной природе, которая первоначально не «вдохновляла», и поэтому художник именно в этюдах стремился понять, исследовать ее.

В маленьком лирическом, наполненном воздухом крымском пейзаже, переданном в Севастополь из Третьяковской галереи в 1932 году, очевидно влияние барбизонцев, которые работали на натуре, выбирая часто «повышенно-эмоциональные», пограничные состояния в природе. Васильев «впитывал» новые живописно-пластические открытия, но умело их перерабатывал, используя собственные натурные наблюдения.

В колорите очень точно выдержано цветовое единство, так как живописец умело использовал серо-синие, зеленые близкие по тону цвета, которые полностью соответствовали натуре. Он чутко воспринимал «цветность мира», видел даже в обыденном многочисленные оттенки и переходы цвета. Писал Ивану Крамскому о многоцветности даже грязи в Крыму, опасаясь, что зритель, увидев достоверно переданные на холстах цветовые отношения, не поверит художнику.

Несмотря на этюдность, здесь четко выстроена композиция: подробно уверенными, смелыми мазками «рассказан» передний план, удачно высветлен средний, а вдали мягкая гряда крымских гор как бы «поддерживает» небо с подвижными, несущими влагу, облаками. Не случайно художник Николай Ге восторженно восклицал, что впервые в картинах у этого «чудо-мальчика» появилось «движущееся небо».

Васильев Фёдор Александрович

Родился в 1850 в Гатчине, Санкт-Петербургская губерния, умер в 1873 в Ялте.

Пейзажист. Учился в вечерних классах Рисовальной школы ОПХ в Петербурге (1863–1867), пользовался советами И. Н. Крамского и И. И. Шишкина, с 1865 — некоторое время — ученик (помощник) реставратора И. К. Соколова. С 1871 — вольнослушатель АХ, но занятия не посещал. С 1868 — звание неклассного художника; с 1872 — звание художника 1-ой степени, но из-за болезни не смог сдать экзамен, поэтому звание заменили, и с 1873 — почётный вольный общник. С 1871 жил в Ялте. Участник выставок с 1867: ОПХ; МОЛХ; АХ; всемирных: Лондон, 1872; Вена, 1873; Париж, 1878. Персональные выставки: С.-Петербург, 1874; К 125-летию со дня рождения, Ленинград, Москва, Киев, 1975.

Другие экземпляры коллекции
Ночлежный дом
Маковский Владимир Егорович
Отточенный до артистизма рисунок и блестящий композиционный дар, позволил мастеру выстроить содержательную и выразительную картину из «кирпичиков» разрозненных наблюдений, которая получила признание у зрителей и успешно экспонировалась на XVIII передвижной выставке.
Зимнее утро
Грабарь Игорь Эммануилович
Пейзаж «Зимнее утро», созданный в Дугино, — это дивная оркестровая симфония красок и форм, состоящая из множества фактурных мазков, своеобразных перезвонах чистого цвета, что напоминает об увлечении Грабаря дивизионизмом — разложением цвета — использование раздельных, несмешанных на палитре дополнительных цветов, рассчитанное на их оптическое смешение на холсте.
В старом доме. Интерьер
Жуковский Станислав Юлианович
В картине «В старом доме» разлита тихая печаль, грустное раздумье о приходящих в упадок дворянских усадьбах, тонко передано ощущение безвозвратности прежней жизни.
Портрет жены негоцианта Киселева
Тропинин Василий Андреевич
«Портрет жены негоцианта Киселева» из севастопольского собрания можно назвать «полупарадным» портретом или «полужанром».
Массандровский дворец
Крачковский Иосиф Евстафьевич
В маленьком, картинно-видовом пейзаже из севастопольского собрания, «приятном для глаза и души», с фотографической точностью на фоне Крымских гор «нарисован» Массандровский дворец императора Александра III, из рыцарского замка превратившийся в «сказочный терем».
Сосна. Этюд
Шишкин Иван Иванович
Восторг и восхищение богатырской русской природой до сих пор вызывает у зрителя «анатомически» точно прорисованный живописный этюд.
Последние лучи
Богаевский Константин Фёдорович
Два пейзажа Богаевского в собрании музея — «Последние лучи» и «Южная страна» — это две легенды.
Пряха
Бодри Карл-Фридрих Петрович
Картина «Пряха» написана художником еще в период обучения в Академии и во многом противоположна работам А. Г. Венецианова, его школы, стремившихся преодолеть каноны академической живописи.