Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

Пейзажи России: онлайн-выставка

22 августа 2023 — 22 сентября 2023

22 августа в нашей стране отмечается День флага России. Этот праздник объединяет миллионы людей вокруг общих ценностей и идей. Флаг России – символ нашего национального единства и гордости. Он представляет нашу страну в Мире, а его цвета символизируют многовековую историю России, ее традиции и культуру. День Флага - это еще один повод вспомнить, как выражали свою любовь к родной стране известные русские художники-пейзажисты.

Природа России невероятно богата и многогранна. Здесь есть всё: и высокие горы, и засушливые пустыни, и густые леса, и быстрые реки, и глубокие моря. Зимние снега, весенняя оттепель, жаркое лето, осенняя печаль - у каждого времени года свое особенное, непередаваемое настроение. И всё это настолько прекрасно, что любоваться можно вечно.

Русские пейзажи во все времена вдохновляли художников. Знакомясь с их работами, зрители будто путешествует по необъятной родине, восхищается ею, узнают лучше свой край. Ведь даже в самых, казалось бы, будничных пейзажах, художники видели не только красоту природы, их работы пропитаны любовью к родным местам.

Мы представляем вам возможность насладиться многообразием и красотой удивительных уголков нашей необъятной Родины, запечатленных в произведениях изобразительного искусства, которые входят в  фонд музея.

Шишкин И. И. (1832-1898). Сосна. 1892

«Лесной богатырь», «царь леса» — так называли Ивана Шишкина современники. Его работы – это представление о торжественном величии, силе и могуществе природы.

Он много путешествовал по стране, воспевая ее красоту в своих картинах, которые сегодня, наверное, знакомы каждому ребенку.

В собрании нашего музея есть работа «Сосна». Как и все картины Ивана Шишкина она пропитана трепетной любовью к природе и восхищением ею.  Сосна изображена в солнечный день, в полдень, как и в большинстве произведений автора. Он написал не просто сосну - перед нами гордая хранительница леса, выписанная с портретной точностью.

Саврасов А. К. (1830-1897). Весна. (1880-1890)

Совсем по-другому видел родные места Алексей Саврасов, внесший существенный вклад в становление русского реалистического пейзажа и ставший одним из родоначальников лирического пейзажа. Его умение тонко чувствовать природу, его душевные переживания при создании работ передавались и зрителям. Знакомясь с лирическими пейзажами художника, люди переживали свою печаль, тоску, тревогу, грусть, ностальгию, чувствовали спокойствие и умиротворение окружающей природы. В его картинах зрители находили близкие и понятные образы родных мест. На картине «Весна» мы видим, казалось бы, обыденный сюжет: деревянная изгородь, у которой пасется домашняя птица, открытая калитка как бы приглашает в наполненный зеленью и цветущей сиренью двор. Вдали, среди густой листвы высоких деревьев, видна церковь. Художник любил русскую весну за ее щемящую и грустную атмосферу, за волнующее чувство пробуждения жизни. Именно Саврасов первым показал, как прекрасен обычный весенний день, размытые грязью дороги и мокрые поля.

Каменев Л. Л. (1832-1886). Вечереет. 1890

Художник Лев Львович Каменев был живописцем тонкого лирического дарования. Товарищ по училищу и друг И. И. Шишкина, с которым проводил много времени на пленэрах, любимый ученик и друг А. К. Саврасова, он не был революционером в области живописи, не отличался экспериментаторством, ему чужда была какая бы то ни было вычурность, склонность к "самовыражению ради самовыражения".

Очень точно о творчестве Каменева сказал первый русский художник-импрессионист Константин Коровин: "В его пейзажах сквозит какая-то неземная поэзия русских лесов, дорог, холмов, прикрытых кустами, и освещенные вечерним солнцем деревни. Удивительное дело: рассматривая небольшие по размерам уголки русской природы на пейзажах Л. Каменева, действительно начинаешь чувствовать непоражающую многоцветием красоту нашей природы и понимать, что перед нами художник, внесший свой значительный вклад в великое искусство русского пейзажа XIX века."

Поленов В. Д. (1844-1927). Река. 1899

Работавший во многих жанрах, Василий Поленов проявил себя и как мастер русского пейзажа. В его работах можно увидеть милые уголки близкой сердцу природы. Великолепие пейзажей средней полосы России, тишина и покой этой земли, стали одной из его любимых тем.  

Девизом Поленова было даже в самые трудные минуты дарить людям радость, и неспроста он получил звание народного художника. Работа «У реки» создана на берегу Оки, где в 1890 году он приобрел имение и построил дом с мастерской. В этом доме он много жил, работал, обучал рисунку местных крестьянских детей, воспитывая в них чувство прекрасного.

Васильев Ф. С. (1850-1873). В Крыму

Этюд «В Крыму» Федора Васильева отличает поразительная точность в передаче ощущения природы в момент смены погоды. Глядя на эту работу, можно ощутить, насколько осязаем воздух, наполненный летними запахами, почувствовать дуновение прохладного горного ветра в ожидании надвигающейся тучи, которая, возможно, пролетит мимо.

Ендогуров И. И. (1861-1898). Осень в Крыму

Пейзажист Иван Иванович Ендогуров любил раннюю весну и раннюю осень. Любовался обыденной природой севера с её прохладным летом и праздничную южную природу, залитую ярким солнцем. У художника, как и у большинства ведущих русских пейзажистов 1880-х годов, проявляется большой интерес к передаче изменчивых состояний окружающей природы, его картины отличает глубина проникновения в её мир, они наполнены и одухотворены восхищённой нежностью и бережной любовью художника к ней. Это настроение можно увидеть в работе «Осень в Крыму».

Ендогуров И. И. (1861-1898). Дождь

Пейзажи Ендогурова замечательны своей выразительностью и мягким характером. Его творчество — это ширь и просторы природы, тонко прочувствованные проявления сезонов года, невообразимая красота уединённых мест.

Картина художника "Дождь" несет столь значительный личностный заряд грусти, что это чувство невольно овладевает и зрителем.

Ярцев Г. Ф. (1858-1918). Село. 1890

Творчество удивительного живописца Григория Федоровича Ярцева самым непосредственным образом было связано с его поездками, которые он нередко совершал по заданиям Русского географического общества: путешествовал по Сибири, Алтаю, провел много времени на Кавказе, побывал в других российских губерниях и регионах.

Он был из тех отечественных художников, кто старательно развивал удивительное явление нашего изобразительного искусства конца XIX века — русскую пейзажную живопись.

Его виды южной природы, южные селения, как, например работа «Село» из собрания музея, неизменно пользовались большим и заслуженным успехом у общественности, которая знакомилась с ними в том числе и на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок.

Левитан И. И. (1860-1900). Лес Зимой. 1880

Зима в России – это невероятное красивое время года. Много снега, морозно, и вся эта серебристо-белая красота сверкает и днём, и ночью.

Красоту русской зимы предлагаем увидеть глазами великого художника Исаака Ильича Левитана. В картине «Лес зимой» Левитан вновь и вновь доказал всем, как прекрасен русский лес в любое время года.

Уютный зимний деревенский пейзаж мы видим на картине Станислава Юлиановича Жуковского "Зима". Художник предпочитал работать с натуры. Брал мольберт, холст, краски и уезжал за город.

Жуковский С. Ю. (1873-1944). Зима

Яркий солнечный день, множество солнечных бликов. Заснеженная природа обладает чарующим свойством. От домиков виднеются следы, возможно, что самого художника. Его "Зима" такая родная и знакомая, близкая и родная.

Грабарь И. Э. (1871-1960). Зимнее утро

В «послелевитановскую» эпоху нашел новые возможности воплощения русской природы художник Игорь Эммануилович Грабарь. Он вошел в историю русской живописи как поэт русской зимы.

Зима для художника была самым любимым временем года. Он старался запечатлеть образы зимы в сложных условиях зимнего пленэра, придумывал, как моментально наносить эскизные штрихи замерзающими на морозе красками. Свободной импровизационной живописью выделяется картина «Зимнее утро», написанная как будто на одном дыхании в подмосковном Дугине. Рыхлый и пушистый нетронутый снег демонстрирует, что эта действительно утро, а лес находится где-то вдалеке от человеческих троп: нет ни следов, ни домов вдалеке.

Игорь Грабарь создавал яркие, эффектные, жизнеутверждающие полотна, основываясь на опыте европейского импрессионизма, постимпрессионизма и модерна, и получил широкое признание как художник за великолепные пейзажи. Он нашел свою интонацию в искусстве - неповторимую и своеобразную. Главные живописные открытия художника совершаются именно в изображении снежной поверхности и играющих на ней голубых теней.

Грабарь И. Э. (1871-1960). Пруд в Узком. 1935

Среди пейзажей художника не только зима. В работе «Пруд в Узком» автору удалось передать ощущение летней тишины и покоя. Нашему взору открывается изумительный вид на зеленые просторы, нетронутые рукой человека.  Ярко-голубое небо, плывущие облака, зеркальная гладь воды, зеленый лес, сочные цвета зелени – все пронизано теплом и любовью к родным краям.    

Здесь проявилось своеобразие видения Грабаря, умевшего сфокусировать взгляд на одном пейзажном фрагменте и погрузиться в любование им.

Нисский. Г. Г. (1903-1987). После дождя. 1942

Георгий Григорьевич Нисский — один из ведущих художников пейзажной живописи. В том, как он организует композицию произведений, подчеркивает соотношения предметов, в самом ритме отдельных частей работы и целого сквозит мироощущение человека середины XX столетия с его новыми представлениями о пространстве, масштабах и темпах. В отличие от Левитана, Нисский не разделял стремление художников изображать природу, нетронутую деятельностью человека. Пейзажи, увиденные Нисским, — величавы и дружелюбны. Природа находится в тесном содружестве с человеком, выступает как его помощник и союзник. Действия человека в природе становятся закономерной частью ее существования.

Произведения Григория Григорьевича, относящиеся к первому десятилетию самостоятельной творческой работы, свидетельствуют о том, что молодого художника увлекало изображение моря, его романтика.

Нисский. Г. Г. (1903-1987). Тихо. 1944

Все творчество Георгия Нисского было своеобразным дневником путешествий, проделанных в разных направлениях по необъятной стране. На лыжах зимой и на яхте летом, объезжая многие её уголки, художник чувствовал пульс жизни, видел новые черты в её облике и новые горизонты, а затем выплескивал на свои картины, ставшие отпечатком советской эпохи.

Как мы видим, в русской живописи пейзаж занимает особое место: именно через него многие художники постигали природу и создавали и передавали свой образ Родины.