Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

Памятники Севастополя: онлайн-выставка

16 мая 2023

Таиров Н. Х. (1916-1993). Матросский бульвар. Из серии «Севастополь»


Севастополь – единственный город в мире, за оборону которого дважды учреждалась медаль.

Памятники Севастополя стали каменной летописью истории города. Многие из них являются произведениями искусства. Не удивительно, что живописцы и графики не смогли пройти мимо этих знаковых мест: скульптура в городе по-особому организует пространство, так как вместе со скульптором работает архитектор.

Наша майская прогулка по городу будет посвящена памятникам города в изображении преимущественно севастопольских и крымских художников из собрания нашего музея. Таких произведений немало, поэтому мы «прогуляемся» лишь по некоторым знаковым местам.

Первый памятник появился в городе в 1839 году. Он посвящен подвигу брига «Меркурий» и его капитана А.И. Казарского (1797-1833), совершенного в 1829 году.

Создатель памятника – брат великого Карла Александр Павлович Брюллов (1798-1877). Он задал тон монументальной скульптуре в нашем городе: сомасштабность городской среде, сочетание строгости и камерности. Достаточно долго эта традиция соблюдалась. В духе классицизма, сравнивая величие подвига моряков «Меркурия» и их капитана с мужеством древних, на усеченной пирамиде было поставлено греческое судно, а сама она украшена греческими воинскими символами – двусторонними топориками, короткими мечами, гирляндами и т.д. Обращение к греческой, а не римской античности тоже надолго стало монументальной традицией города.

Автор линогравюры с изображением памятника А.И. Казарскому Николай Христофорович Таиров (1916-1993) родился в Армении, Академию художеств закончил в Грузии (учился у мирискусника Е.Е. Лансере), освобождал Крым в составе 51-й армии. В послевоенное время жил в Симферополе: работал в Доме офицеров, мастерских художественного фонда товарищества «Крымхудожник», сотрудничал с «Крымиздатом», преподавал в Симферопольском художественном училище им. Н.С. Самокиша.

Для своей линогравюры художник не случайно выбрал вертикальный формат. Крутая лестница, гуляющие моряки, прекрасные девушки – это поистине флотский, Матросский бульвар. А наверху, как торжественное и тревожное напоминание – памятник А.И. Казарскому. Да, редки часы отдыха, свиданий, но в любое время эти мальчики готовы повторить подвиг матросов брига «Меркурий», героев Великой Отечественной. Так композиция графического листа работает на его содержание.

Не только памятник А.И. Казарскому, но и сам комплекс Матросского бульвара – своеобразный памятник. И это тоже традиция нашего города – самые прославленные места боев становятся мемориалами, окруженными парками и скверами: Малахов курган, Исторический бульвар, Сапун гора.

Василенко Н.В. (1933-1994). Малахов Курган. Севастополь. 1960-е


На холсте работы Наталии Васильевны Василенко (1933-1994) изображен Малахов курган 1960-х годов. Гуляют дети, алеет закат… В сочетании мирной жизни и напоминания о подвиге – мечущимся пламени факела, суровых стен оборонительной башни – содержание работы.

Примерно в те же 1960-е годы выполнена акварель С.Ф. Гладкова (1906-1997) «Аллея Исторического бульвара». В годы войны Сергей Федорович в Забайкалье готовил бойцов спецназа. А в Севастополе в своей акварельной сюите отразил летопись возрождения города.

Гладков С. Ф. (1906-1997). Аллея Исторического бульвара


Почти пустынна аллея Исторического бульвара, ее пасмурность, тишина выглядят усталыми, словно на жизни этого холма, его деревьев сказалось напряжение войны и послевоенного строительства.

Самый поздний по времени появления мемориал был создан на Сапун- горе. Но местом памяти, паломничества, поклонения гора стала уже в 1945-м. Этому посвящен холст Зиновия Ивановича Филиппова (1923-2012) «Сапун гора». К его созданию художник шел много лет, подбирая место, сюжет, мотив. И, наконец, создал почти автобиографический образ ветерана, с трудом поднявшегося на место боев, чтобы вспомнить своих погибших товарищей.

Филиппов З. И.(1923-2012). Сапун-гора. 1974


Севастополь – это не только город воинской славы, но и своеобразная Мекка для писателей и художников. Памятников им немного в нашем городе. Один из первых – А.И. Куприну (1970-1938) в столь любимой им Балаклаве. В конкурсе моделей будущего памятника участвовали несколько скульпторов. В собрании нашего музея хранится эскизный проект балаклавца Владимира Егоровича Суханова (р.1935). Писатель распахнул пальто навстречу ветру. Его фигура прочно стоит на пристани, рукой автор «Листригонов» опирается на кнехт.

Суханов В. Е. (р. 1935). Эскизный проект к памятнику А. И. Куприну


А.И. Куприн приезжал в Балаклаву прежде всего ради осенней рыбалки, потому все авторы проектов предполагали установку памятника писателю и заядлому рыбаку на набережной.

В рассказе о памятниках Севастополя нельзя обойти самый знаменитый, его визитную карточку и часть герба - Памятник затопленным кораблям. Изображений символа города так много в нашем собрании, что им нужно посвящать отдельный рассказ. Сегодня мы остановимся только на офорте юбиляра этого года Ярослава Михайловича Мыськива (р. 1953).

Следуя традиции городской скульптуры, этот монумент не подавляет зрителя, соразмерен с окружающей архитектурной средой, но при этом все равно торжественен и величественен. Эстонский скульптор А.Г. Адамсон (1855-1929) «специализировался» на памятниках кораблям, но наш – самое знаменитое его творение. Из гранитной скалы вырастает колонна, омываемая волнами. Сидящий на ее капители орел держит гирлянду славы. Простое, даже аскетичное решение скульптора в сочетании со сложностью инженерного проекта Ф.О. Энберга (1859-1937) и архитектурной идеей В.А. Фельдмана (1864-1928) создали настоящий шедевр. Изображать его трудно. Слишком «открыточно» это место.

Мыськив Я.М. (р.1953). Севастополь. Вариант I. 1996


Но Ярослав Михайлович тонко соединил времена в своем офорте. Этот праздничный свет, входящий в бухту парусник словно спрашивают, перефразируя строчку Б. Пастернака: «Какое, милые, столетье на дворе?»

Еще один знаменитый памятник города относится не столько к скульптуре, сколько к архитектуре. «Гербовый», «Геральдический», «Адмиралтейский», «Мост влюбленных», «Драконий мостик» - как только его ни называли.

Мыськив Я. М. (р. 1953). Мостик. 1985


В офорте Я.М. Мыськива знаменитый мостик предстает не просто шедевром эпохи модерна, а частью волшебного сна. Его символический рельеф хоть и геральдический рассказ об обороне Крыма, но в офорте севастопольского мастера выглядит сказочным и даже немного забавным. И опять замечательный график выводит нас из конкретного времени, делая сюжет вечным.

Живописную легенду, песню воплотила в своей картине Н.В. Василенко. Она придумала памятник.

Василенко Н. В. (1933-1994). Памяти черноморцев. 1973-1975


Высокая скала над морем - как символ мужества, стойкости, несгибаемости моряков Черноморского флота. Если присмотреться, из камня выступают лица, фигуры моряков. И уже неважно, это защитники города в Первую или Вторую оборону, моряки «Меркурия» или «Новороссийска» - все они, известные и неизвестные – защитники города.

В преемственности подвига – сила духа Севастополя.

А нашу прогулку вдоль памятников города мы продолжим в июне.

Т. П. Сайгушкина, искусствовед