Размер шрифта
Цветовая схема
Пр. Генерала Острякова, 70, Севастополь +7 (8692) 48-12-03 +7 (978) 903-77-42
Купить билет

Символы Херсонеса: онлайн-выставка

1 мая 2023 — 31 мая 2023

Херсонес символов Л. А. Сепхановой и Я. М. Мыськива

Из цикла онлайн-выставок к 240-летию города "Прогулки по Севастополю" 

В юбилейный для Севастополя год обратимся не просто к истории города, - к ее истокам.

Херсонес любим художниками. В собрании нашего музея немало его изображений, наверное, во всех техниках станковой живописи и графики. Но два художника – юбиляры этого года – посвятили ему особую сюиту, полную символов и метафор.

Уже десять лет как нет с нами Людмилы Анатольевны Сепхановой (1953 – 2013). К херсонесской теме художница обращалась как в отдельных листах станковой графики, так и в сериях.

Сепханова Л. А. (1952 - 2013) На древней земле. 1990Сепханова Л. А. (1953 - 2013) На древней земле. 1990

Ярослав Михайлович Мыськив (р. 1953), представитель известной львовской графической школы, в начале 1980-х годов покорил севастопольцев именно своей херсонесской серией. Реальное и призрачное сосуществовало в его произведениях, сочетаясь с почти сюрреалистической подачей. А мастерство композиции и выразительность линии сделали листы серии визитной карточкой художника.

Мыськив Я. М. (р. 1953) Херсонес. 1988Мыськив Я. М. (р. 1953) Херсонес. 1988

Несмотря на разный художественный темперамент – глубину цвета и эмоциональность работ Сепхановой и неспешную созерцательность образного строя произведений Мыськива – в самом художественном мышлении двух мастеров много общего. Это, прежде всего, сложность подачи языком символа, знака. Обращение к одному и тому же мотиву (у Ярослава Михайловича – Владимирскому собору, у Людмилы Анатольевны – обобщенному изображению разрушенного храма), что тоже становится особым знаком.

Мыськив Я. М. (р. 1953) Грёзы Херсонеса. 1981Мыськив Я. М. (р. 1953) Грёзы Херсонеса. 1981
 Мыськив Я. М. (р. 1953) Берег. Херсонес. 1981 Мыськив Я. М. (р. 1953) Берег. Херсонес. 1981
Но, конечно, есть и различия. У Л. А. Сепхановой почти каждая работа выстроена на сопоставлении или даже на противопоставлении живого, мимолетного (цветы, красота женщины) и вечного камня истории как в серии «Херсонес» или гуаши «Осень». Людмила Анатольевна строит колорит на преобладании одного цвета, глубоко символичного. Даже ночь у нее обворожительно-бирюзовая («На древней земле», 1990). Ярослав Михайлович виртуозно «играет» черным и белым, очень осторожно вводя не просто цвет – оттенок цвета. Антитезы день-ночь, свет-мрак, осязательное-воображаемое наполнены у него метафорическими смыслами.

Сепханова Л. А. (1952 - 2013) Ромашки. Из серии «Херсонес». 1988Сепханова Л. А. (1953 - 2013) Ромашки. Из серии «Херсонес». 1988
 Сепханова Л. А. (1952 - 2013) Маки. Из серии «Херсонес». 1988 Сепханова Л. А. (1953 - 2013) Маки. Из серии «Херсонес». 1988

Мастера не боятся ставить перед собой сложнейшую задачу: материальное выражение духовного. Такое доверие требует и от зрителя несуетного, внимательного обращения к их творчеству.

Т. Сайгушкина