Август одарил нас двумя юбилеями севастопольских художников.
Александр Григорьевич Дегтярев (1937-2015) родился в г. Азове Ростовской области. Война застала семью на «Малой земле». Немцы выслали мать художника с двумя детьми, и они вынуждены были через Крым и Кубань дойти до Новоалексеевки, где их освободили советские войска. Отцу удалось разыскать семью и вывезти ее сначала в Херсонскую область, а после освобождения Крыма - в Севастополь. Так с декабря 1944 года судьба связала будущего художника с нашим городом.
После школы Александр Григорьевич работал в ремонтных мастерских флота, затем окончил Симферопольское художественное училище им. Н. С. Самокиша и преподавал рисование и черчение в 1-й и 44-й школах.
Он прожил нелегкую жизнь. В семье было трое детей, потому ему, как и многим его товарищам по цеху, пришлось заниматься больше не чистым творчеством, а оформительской работой. Он ко всему относился честно. Дом офицеров флота, Матросский клуб, НПО «Азчеррыба», завод «Маяк». И одновременно работа с учениками. Затем долгие годы работы в Севастопольских художественно-промышленных мастерских.
Чтобы не потерять себя, он уходил в окрестности Севастополя и писал, писал, писал… Особенно часто работал на Феоленте, переживая за судьбу разрушенного Георгиевского монастыря (позже художнику повезет увидеть его возрождение).
Искренняя и задушевная живопись художника, то тепло, с которым он пишет севастопольские дворики и сады Феолента, портреты, в том числе самые сложные – детские портреты – отражают его характер – доброго, щедрого человека, готового делиться радостью творчества и своими этюдами с окружающими. Потому и память о Дегтяреве-художнике и Дегтяреве-человеке – светлая и тихая. Всмотритесь в его работы, и Вы сами этом убедитесь.
Валерию Михайловичу Манину тоже пришлось бежать от войны, но от другой. После распада СССР, спасаясь от погромов в 1990-е, он с семьей переехал в Крым из Средней Азии. И творчество его, бывшее, с одной стороны, восточной сказкой, а с другой – неравнодушной реакцией на болезненные перемены вокруг, начавшиеся гораздо ранее 1990-х годов, не претерпело изменения на крымской земле. Он сумел реализовать себя и в работе с издательствами и в литературно-художественном альманахе «Севастополь», и в серии работ о литературном Крыме. Художник хотел поделиться с севастопольским зрителем всеми своими умениями, доверить и боль, и радость.
В собрании нашего музея хранятся работы среднеазиатского периода творчества Валерия Михайловича. Это и эскиз к мультфильму, восточной сказке, и столь же сказочные по красоте колорита пейзажи, в которых словно бы остановилось время. Ощущаешь тишину и, кажется, даже запахи раскаленной земли.
В собрании музея также представлена и другая яркая сторона творчества художника, наиболее для него важная – плакат. Он у Валерия Михайловича разнообразен по тематике – это и политический плакат, и социальный, и театральная афиша. Не удивительно, что и на события военной операции он отреагировал быстро. Ведь все это он предчувствовал, обо всем предупреждал в своих графических листах в течение многих лет.
Художественны музей поздравляет Валерия Михайловича Манина с его юбилеем и желает вновь и вновь ощущать гармонию творчества в себе и вокруг, радостную, оптимистичную, несмотря ни на что. Такую же, какую он смог передать в афише выступления вокально-инструментального ансамбля «Сурдиен»– символе радости творчества, радости жизни.
Татьяна Сайгушкина, искусствовед