Холодная весна 2022 года подарила нам несколько юбилеев.
Самый старший из юбиляров – А. П. Шадрин – борец по натуре. Тяжелое детство не сломило его. Он мечтал стать художником – и стал им.
Заслуженный художник Автономной Республики Крым Александр Петрович Шадрин (1942–2018) родился в Башкирии в суровом 1942-м году. Отец его в это время воевал на Украине. После ранения он вернулся домой, к большой семье, где было пятеро детей. Когда жену арестовали за то, что она не захотела вновь вступать в колхоз, он не оставил ее, добился права жить с ней на поселении возле лагеря вместе с детьми. В собрании музея есть две автобиографические работы, посвященные этому драматическому времени. Одну из них мы представляем Вашему вниманию.
После амнистии 1953-го года семья с шестью детьми вернулась на Урал начинать жизнь с нуля. Художественную школу им. В.И. Сурикова в Красноярске Александр Шадрин посещал уже взрослым человеком, совмещая ее с работой грузчиком по ночам. Поступив в пединститут на художественно-графический факультет в Красноярске, он был вскоре призван на флот. Служил на подводных лодках Тихоокеанского и Черноморского флотов, а в 1964-м впервые увидел Севастополь и Крым. Красота этих мест так поразила его, что он решил остаться здесь навсегда. Работал над реставрацией и воссозданием полотна «Оборона Севастополя в 1854-1855-м годах» под руководством В. И. Гранди-Гадицкого и Б. Н. Беляева, одновременно учился на художественно-графическом факультете Орловского пединститута, вскоре ставшего филиалом московского суриковского института. Восемь лет проработав в Музее героической обороны и освобождения Севастополя, Александр Петрович уходит в Севастопольские художественно-промышленные мастерские. Чтобы иметь возможность и время для занятий станковой живописью, отказался от официальных заказов. Ездит на пленэры в Седнев. Работает на Казантипе и Тарханкуте с замечательными мастерами П. П. Мирошниченко и П. К. Столяренко. Еще одним своим учителем Александр Петрович считает А. И. Сухоруких.
Море и солнце – главные герои живописных произведений А.П. Шадрина. Сверкающий на солнце парусник, где художнику удалось передать даже веселый ветер;
волшебный синий цвет ночи;
натюрморт в пейзаже,
полный таких сверкающих рефлексов, цветных теней, какие особенно ждешь нынешней холодной весной.
Крымские мотивы в творчестве Александра Петровича индивидуальны, не открыточны. Он так и не устал любоваться красотой шторма и штиля, солнца и ветра, скал и цветов.
Феликс Дмитриевич Кутинов (1942–2001) закончил тот же Орловский художественный институт, только намного позже. Даже учитель у них был один – народный художник РСФСР Андрей Ильич Курнаков. И над несколькими панорамными объектами они работали вместе. Это было участие в создании диорамы для международной выставки «Инрыбпром-75» в Ленинграде. И реставрацией Феликс Дмитриевич тоже долго занимался. Но ни станковую, ни печатную графику не оставлял. В собрании музея – тринадцать акварелей и офортов художника. Вашему вниманию мы представляем четыре акварели.
Что для художника все объект для изображения, мы видим в «Натюрморте с луком»,
тишина украинских сумерек отражена в «Украинском вечере»,
Ирина Домбровская – яркий художник и человек. Даже внешний облик ее говорит: это – художник.
Ирина родилась в Таллинне. Выпускница Севастопольской художественной школы, ученица ее основателя Е. А. Кольченко, она после окончания Абрамцевского училища занималась резьбой и керамикой.
Прекрасная рисовальщица, в какой-то момент Ирина ощутила, что не все можно выразить фигуративным изображением. И обратилась к абстракции.
Наделяя цвет смыслом или даже символикой, она выстраивает целые серии, делясь своими цветными формулами времен года, снов,
ситуаций вокруг, но прежде всего – состоянием своей души.
Рассматривая работы Домбровской, станьте соавтором, ведь абстракционизм строится на диалоге со зрителем через ассоциации и со-восприятие.
Т. П. Сайгушкина, искусствовед