История коллекции дореволюционного русского искусства


«Лицо» Севастопольского художественного музея им. М.П.Крошицкого во многом определяет коллекция дореволюционного русского искусства, насчитывающая более 600 произведений живописи и графики. Основной «костяк» севастопольского собрания, как и у большинства провинциальных музеев, был создан в 20-30-е годы 20 века. Уже в 1925 году 92 работы, переданные Главнаукой из Государственного музейного фонда для Севастопольской галереи, экспонировались в Центральном музее Тавриды в Симферополе (однако, 20 из них были оставлены для создания Симферопольского художественного музея и, к сожалению, погибли в годы Великой Отечественной войны). Ранее эти произведения находились в известных государственных и частных собраниях Москвы и Петрограда. Первой и значительной была передача из расформированного в 1920-е годы Московского Румянцевского музея. В ней - полотна, ставшие ныне классикой севастопольского собрания. Принадлежавшие ранее знаменитому коллекционеру К.Т.Солдатенкову и завещанные им Румянцевскому музею - «В коридоре окружного суда» Н.А.Касаткина, «Похороны ребенка» К.Е.Маковского, «Вечер. Берег моря» В.Д.Орловского, «Сироты А.Л.Ржевской и др. - они не только упоминались в дореволюционных каталогах его собрания, но и воспроизводились в популярных изданиях как наиболее значительные произведения русского искусства того времени. Именно этому музею в свое время известный маринист А.П.Боголюбов подарил свою программную работу «Вечер на взморье. Петергоф». А из коллекций Л.К.Зубалова, Н.П.Вишнякова, А.В.Касьянова, хранившихся в ГМФ, поступили картины В.И.Якоби «Перед дуэлью», И.Э.Грабаря «Зимнее утро», В.Д.Поленова «Античный пейзаж»...

Живописные работы художников конца 19 – начала 20 века К.А.Коровина, К.Ф.Юона, П.И.Петровичева, И.И.Бродского, Е.М.Татевосяна, Н.А.Клодта и др. хранились в 7 Пролетарском музее им. А.В.Луначарского, также расформированном к 1924 году, основу которого составляло собрание современного искусства И.С.Исаджанова.

«Сосна» И.И.Шишкина, «В старом доме» С.Ю.Жуковского, «Оттепель» К.И.Горбатова, «Зима» И.И.Бродского и «Зима» И.И.Левитана – картины высокого художественного уровня были отобраны для Севастополя из коллекции богатого чаезаводчика Д.В.Высоцкого, консультантом по изобразительному искусству у которого был Л.О.Пастернак. Наряду с ними в Севастополе оказались произведения из довольно известных собраний его родственников – М.С.Цетлина, Б.О.Гавронского, а также – московского «городского головы» Н.И.Гучкова, тонкого ценителя искусства М.К.Морозовой, «сахарного короля» мецената П.И.Харитоненко.

Из Государственного музея изящных искусств поступили живописные и графические работы К.Ф.Богаевского, В.Д.Поленова, Ю.Я.Лемана, Л.М.Браиловского...

В 1925 году в Крым для севастопольцев были присланы 34 произведения. Некоторые картины из этой передачи – «Японка» В.В.Верещагина, «Иматра» Н.Н.Дубовского, «Закат солнца зимой. Финляндия» Н.П.Химоны, «Забытый храм» Н.А.Ярошенко...– приобретались специально для Музея Александра III на академических и передвижных выставках. Но большая часть этого «поступления» была из национализированных, а ранее широко известных знатокам и ценителям искусства, собрания собирателя живописи 20 века, «современного Медичи», А.А.Коровина и популярного журналиста, литератора А.В.Руманова – картины А.Е.Архипова, Л.С.Бакста, А.Н.Бенуа, К.Ф.Богаевского, А.Ф.Гауша, Б.Д.Григорьева, К.А.Коровина, Б.М.Кустодиева, Н.К.Рериха, В.А.Серова, С.Ю.Судейкина, Л.В.Туржанского и др.

К открытию Севастопольской картинной галереи 6 ноября 1927 года раздел дореволюционного русского искусства был значительно дополнен. Из Симферополя из Центрального музея Тавриды и Ялтинского художественного музея было передано более 70 живописных и около 90 графических работ. Причем среди симферопольских произведений оказались полотна, переданные еще в 1923 году из ГМФ для создания крымских музеев, а также КрымОХРИСа и СевОХРИСа. Основу собрания ЯХМ состояли произведения искусства из национализированных коллекций Южного берега Крыма. Среди их бывших владельцев следует в первую очередь назвать А.Н.Витмера, В.Ф.Колесникова, Г.Р.Бидермана, Плотникова, Грамматикова, Чайковского... и, конечно же, императорскую семью, так как многие полотна украшали интерьеры Ливадийского дворца. Именно вкусы бывших владельцев и заказчиков этих произведений, а среди них - эффектные батальные полотна, видовые пейзажи...- определили преобладание в этой части собрания живописи академического направления: И.К.Айвазовского, А.К.Беггрова, Б.П.Виллевальде, В.Д.Орловского...

Уже после открытия галереи в Севастополь передавались работы русских художников из Московского фонда (в 1927 году), из Ленинградской закупочной комиссии (в 1934 году). Но наиболее ценное поступление (12 произведений в 1927, 1930, 1932 годах) было из ГТГ (и из фондов галереи и через закупочную комиссию). В большинстве своем эти высокопрофессиональные работы малоизвестны, невелики по формату, за исключением тропининских портретов князя С.М.Голицына и императора Николая I, но имена их авторов составляют яркое созвездие: В.А.Тропинин, И.Е.Репин, А.И.Куинджи, И.И.Левитан, К.А.Коровин, К.А.Сомов, Н.П.Крымов, А.А.Борисов...

Уже в послевоенное время наиболее значительным было поступление произведений русского искусства в Севастопольский музей в 1951 году из Московской дирекции художественных выставок и панорам. Сформированную в 1920 – 1930-е годы коллекцию прекрасно дополнили ценные полотна И.Ф.Хруцкого, И.Н.Крамского, А.С.Степанова, И.Е.Репина, И.И.Шишкина...

Количественно самым большим, но может быть «не очень ровным» по художественным достоинствам, было приобретение в 1977 году произведений русских мастеров 2-ой половины 19 – нач. 20 века (в основном живописных) из ленинградского собрания М.И.Корниловской – В.Е.Маковского, И.С.Остроухова, А.С.Степанова, С.А.Сорина (?), Н.П.Богданова-Бельского, Е.Е.Лансере (?)...

Несмотря на малые экспозиционные площади, ежегодно в Севастопольском художественном музее организуются фондовые тематические выставки. Наиболее полюбились севастопольцам выставки: «Очарованье русского пейзажа» - русский пейзаж 19 – нач. 20 века; «Русская акварель конца 19 – начала 20 века»; «А.И.Куинджи и его ученики»; «В.А.Серов и его ученики»; «Мир искусства» и многие другие.

Разнообразие и довольно высокий художественный уровень севастопольского собрания, несмотря на определенные лакуны, до сих пор не только привлекают внимание зрителей и специалистов в этой области, но и предоставляют широкие возможности для глубокого изучения русской художественной культуры конца 18 – начала 20 века. Именно в связи с этим в популярных петербургских и московских журналах «Антикварное обозрение»; «Антикварный мир»; в киевском – «Образотворче мистецтво»... публикуются статьи о картинах русских и украинских художников из Севастопольского художественного музея; а работы «приглашаются» на известнейшие столичные выставки. Однако самым большим подарком от москвичей севастопольцам стало издание двух книг-альбомов: Картины из собраний московских коллекционеров в Севастопольском художественном музее/Авт.-сост. Н.А.Бендюкова, Н.В.Григорьева, Л.К.Смирнова, А.И.Фролов. –М.: Изд-во объед-я «Мосгорархив», 2001; Севастопольский художественный музей им. М.П.Крошицкого: Сокровища русского искусства. –М.: «Белый город», 2002; а киевлян – научного каталога «Севастопольський художнi|й музей ім. М.П.Крошицького: Росiйский та український живопис XVIII – початку XX століття/ Упорядник каталогу Л.Смiрнова. –К.: «РОДОВИД», 2007.

Л.Смирнова, заместитель директора по научной
работе Севастопольского художественного музея