суббота, 16 мая 2020 г.

«Загадки старых картин»

  Севастопольский художественный музей им.М.П. Крошицкого впервые встречает Международную и Всероссийскую акцию «Ночь музеев», посвященную Международному  дню музеев, без посетителей. Но искусство неисчерпаемо. Каждый день, встречаясь с работами постоянной экспозиции в кинотеатре «Москва», мы что-то новое замечаем в той или иной работе. Ведь для того, чтобы картина открыла хотя бы часть своих тайн, нужно не один раз всмотреться в нее. Чтобы наши посетители могли в этом убедиться, мы предлагаем небольшую викторину «Загадки старых картин». Те, кто бывал на наших экскурсиях, возможно, ответит на эти непростые вопросы. Остальные, надеемся, будут с нетерпением ждать возможности посетить музей, вновь соприкоснуться с русской и западноевропейской живописью самой богатой коллекции изобразительного искусства в Крыму. 
Ответы на вопросы викторины присылайте на электронную почту sevastopol.art.museum.info@mail.ru до 23:59 Международного дня музеев (18 мая 2020). Самые быстрые и правильные получат в подарок памятные альбомы Севастопольского художественного музея. Удачи!

1. Почему на портрете работы В.А. Тропинина император Николай Первый изображен в военном мундире? 

В. А. Тропинин (1780-1857)
Портрет Императора Николая I. 1826

На портрете работы В.А. Тропинина император Николай Первый изображен в военном мундире, так как императором он стал неожиданно, при чрезвычайных обстоятельствах. Поэтому при создании императорских портретов использовался тот, что был сделан Дж. Доу и его помощниками для Военной галереи Зимнего дворца, изображавших генералов Отечественной войны 1812 года. Великому князю Николаю Павловичу, как и его братьям, было разрешено прибыть в Париж уже после его взятия.

 
2. Как связаны между собой эти работы? 





И. Ф. Хруцкий (1810-1885)
Натюрморт. 1852


Неизвестный художник (кон. XVII в. - пер. пол. XVIII в.)
Портрет царя Алексея Михайловича

Арбузы, изображенные на натюрморте И.Ф. Хруцкого, начали выращивать на юге России при царе Алексее Михайловиче.
3. Какое здание изображено на дальнем плане? 

Дж. Мария Моранди (?) (1622-1717)
Христос и самаритянка. 1686

На дальнем плане картины изображено здание храма Соломона, таким, как его представлял автор.

 
4. Как связаны с Крымской войной пейзаж П.П. Верещагина и самый загадочный портрет в нашей экспозиции работы А.Т. Маркова? 














П. П. Верещагин (1834-1886)
Вид Московского Кремля со стороны Кокоревского подворья




А.   Т. Марков (1802-1878)
Отставной солдат с кларнетом

На груди у отставного солдата, как предполагают сотрудники нашего музея и Севастопольского военно-исторического музея-заповедника, медаль за оборону Севастополя. Академик А.Т. Марков приехал в город после окончания Крымской войны, чтобы расписывать восстанавливаемые храмы.
Василий Александрович Кокорев – один из богатейших людей XIX века, необыкновенно почитал героев Севастопольской обороны. По окончании Крымской войны, в феврале 1856 года он организовал грандиозное чествование черноморских моряков, проезжавших через Москву. Награжденные медалью за оборону Севастополя могли три дня бесплатно жить в его гостинице, а во дворе изображенного подворья в полдень выставлялись столы, где могли бесплатно поесть инвалиды Крымской войны. Кроме того, он автор известной в его время работы «Путь севастопольцев».

5. Как связан с защитой Севастополя во время Первой мировой войны автор этой работы? 

К. А. Коровин (1861-1939)
Севастополь. Рыбачья бухта. 1916

К.А. Коровин создавал эскизы для маскировки важнейших объектов в Севастополе во время Первой мировой войны. В городе он находился для лечения в первом в Европе Институте физических методов лечения (ныне здание Дворца детства и юности, а лечебное учреждение после Великой Отечественной войны переведено в Ялту).

6. Как связаны с именем А.С. Пушкина пейзаж И.К. Айвазовского и портрет работы В.А. Тропинина?

В. А. Тропинин (1780-1857)                         И. К. Айвазовский(?) (1817-1900)
Портрет князя С. М. Голицына. 1828         Константинополь при луне

Князь С.М. Голицын, изображенный на портрете В.А. Тропинина – супруг знаменитой красавицы Е.И. Голицыной – «ночной княгини», в салоне которой часто бывал А.С. Пушкин. Ее дом описан поэтом в «Пиковой даме».
И.К. Айвазовский боготворил А.С. Пушкина. Он – автор нескольких картин, посвященных поэту. «Константинополь при луне» попал в нашу коллекцию из музея А.С. Пушкина в Гурзуфе. На выставке художника эта картина понравилась вдове поэта Н.Н. Ланской.

7. Как связан с ежегодными Парижскими салонами автор этой картины? 

К. Ф. Богаевский (1872-1943)
Последние лучи. 1903

С 1906 года К.Ф. Богаевский – пожизненный член «Осенних салонов» в Париже. Ему было предоставлено право выставлять свои работы без отборочного конкурса.

8. Какой город изображен в картине К.И. Горбатова?




К.И. Горбатов (1876-1945)
Оттепель. 1910

На пейзаже К.И. Горбатова изображен Петербург.











9. Какую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900-м году получила эта картина?


Н. А. Касаткин (1859-1930)
В коридоре окружного суда. 1897

На Всемирной выставке в Париже в 1900-м году картина получила большую серебряную медаль.










10. Как связана с Крымом эта работа?


Любимая племянница одного из основателей нашего города Александра Браницкая посетила Тавриду в составе свиты императрицы Екатериной Второй. Кроме того, ее дочь – Е.К. Воронцова была хозяйкой знаменитого дворца.














Йозеф Грасси (1757-1838)
Портрет графини Браницкой

11. Какую роль сыграли французские судебные приставы в изучении авторства этой картины?








Никола и Жан-Батист Рагене (1715-1793)
Гревская площадь в Париже

Судебные архивы, также как и военные, открываются в определенное время. Относительно недавно стал известен документ, подтверждающий, что Рагене - это отец и сын, а не братья, проливая свет и на их характеры.
12. Как изучение истории костюма и его аксессуаров помогло в установлении личности, изображенной на портрете?



Неизвестный французский художник XVIII в.
Портрет Людовика XV

Установить личность Людовика XV, изображенного на портрете, помог орден на его костюме. Им награждались только короли династии Бурбонов. Переписка с французскими музеями (без интернета и мобильных телефонов) помогла найти гравюры с парных портретов короля и его супруги Марии Лещинской, изображение которой также есть в нашей коллекции.







13. Что связывает приведенный выше портрет Людовика XV и батальную картину Ф. Казановы? 

Франческо Казанова (1727-1803)
После сражения

Батальная, вернее, после-батальная сцена в исполнении Ф. Казановы изображает эпизод Семилетней войны, в которую вступила Франция при Людовике XV на стороне Австрии.








14. Зачем в глубине этой картины помещено зеркало? 

К. Ф. Юон (1875-1958)
Интерьер. 1907

К.Ф. Юон начинал как импрессионист, то есть для него главной художественной задачей была передача световоздушной среды. Поэтому окна в картине распахнуты на другие окна – отражение в отражении. А там, где нельзя было это сделать,- помещено зеркало. Мы с Вами, объемные, глядя в плоское зеркало, не видим себя реально. Но зеркало, помещенное в плоскость картины, преображает пространство, увеличивая его и добавляя света.


15. Как связан с императором Нероном этот пейзаж?

На картине - изображение Porto d`Anza, где остались развалины дворца Нерона. Обычно все художники писали их. А вот В.Д. Орловскому оказались ближе берег моря и отдыхающие рыбаки.






В. Д. Орловский (1842-1914)
Вечер. Берег моря. (Porto d`Anza) 1874

Вопросы оказались не так просты... однако мы искренне рады вашим ответам и ждем в гости!
Это лишь часть тайн, приоткрытых картинами постоянной экспозиции. А сколько еще осталось!
Т. П. Сайгушкина, искусствовед