вторник, 19 мая 2020 г.

Искусство в экстремальных обстоятельствах

«Есть упоение в бою, и бездны мрачной на краю!» - написал великий поэт. 
Когда человек попадает в необычные обстоятельства, когда резко меняется ритм его жизни, когда расстояние между жизнью и смертью резко сокращается,- все вокруг воспринимается по-другому. Краски кажутся ярче, запахи острее, звуки разнообразнее.
И произведения искусства предстают совершенно по-новому. Особенно когда их появление связано с катаклизмами в истории человечества или личной драмой художника.

В.Д. Орловский.  Прибой

Что мы знаем о том, в каких условиях создавалась картина, сколько душевных сил потратил автор при ее создании? 


Мы смотрим на волжский пейзаж Исаака Ильича Левитана и забываем, как долго и мучительно шел он к восприятию, а потом и любви к великой русской реке. 

И.И. Левитан  На Волге. 1888

Может быть, именно с этого холста началось это понимание. Здесь много зависит от ракурса. Только с одной точки полотно раскрывается полностью, во всей своей нюансировке. 


Жизненный надлом, связанный с наследственной чахоткой, проходит и через все творчество Ивана Ивановича Ендогурова.


И.И. Ендогуров.  Набережная (Пристань в Аяччо).1892

Перед Вами – французский пейзаж. Но сколько в нем щемящей, чисто русской, тоски!


Умирающий в Крыму юный Федор Васильев отразил свое настроение в тревожном пейзаже. 

Но надежда светится и в лучах солнца, пробивающихся сквозь тучи, и в ярком пунцовом цветке.

Ф.А.Васильев.  В Крыму. 1872-1873
Не сдается болезни и Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Именно она научила его тоньше чувствовать элегическую красоту природы. 


В.Э.Борисов-Мусатов.  Горная речка. 1895

Это заметно уже в ранней работе художника из собрания нашего музея.


Если в эпоху романтизма и обращались к теме смерти, то для того, чтобы научиться самим и научить зрителя ценить каждое мгновение жизни, ее красоту.


Г.П. Клосс. Забытое кладбище. 1860

Тем, кто устал сидеть дома, хочется напомнить, что интерьер как жанр появился именно из любви к домашнему уюту.


 С.Ю. Жуковский. В старом доме (Интерьер). 1913

Теплый свет справа, портрет молодой женщины на стене, шаль, небрежно брошенная на спинку кресла… И волшебной синевы лунная ночь за окном…

П.А. Левченко. Старый дом. Зима. 1910 (?)

Посмотрите, как приветливо встречает нас заснеженный домик! Кажется, именно нас там ждут, зажгли теплый свет в окне, так изменивший и общий колорит, и содержание работы.

Чем же занимались люди раньше, когда не было ни телевидения, ни компьютерных игр, ни Интернета? Особенно далеко от больших городов, где не было театров? Их жизнь была не менее, а может и более наполненной и содержательной.


В.А. Тропинин. Мальчик с книгой. 1830-1840-е                              К.-Ф. Бодри. Пряха. 1844          


Можно было читать, заниматься рукоделием, музицировать.

И.Е.  Репин. У рояля. Эскиз. 1878 

То, что мы сейчас переживаем, уже не раз было в истории человечества.

От голода и мора вернулся домой с чужой стороны блудный сын.

Г.И. Семирадский. Блудный сын. Эскиз

Все проходит, и это пройдет.

Нас уже давно ждут юг 

В.Д. Орловский. Крымский вид. 187


и север; 
А.Е. Архипов. На берегу реки. 1902-1903(?)

дворцы Крыма,

И.Е. Крачковский. Массандровский дворец

и пригороды Петербурга;

С.Ф. Галактионов. Фонтан в парке
реки 

 В.Д. Поленов. Река. 1899 (?)
 и леса;

 И.И. Шишкин. Лесное болотце
 парки
 Г. Роббер. Река в парке. 1786
и морские побережья.

 К.А. Коровин. На берегу Черного моря. 1910-е

Концерты, спектакли и Севастопольский художественный музей.

ВСЕ ЕЩЕ БУДЕТ!..
Т. П. Сайгушкина, искусствовед






























































.