Календарь 2018

21 сентябряпятница10:00«Курс морской навек себе избрали» - открытие выставки работ севастопольских художников при ЧВВМУ им. П. С. Нахимова
3 ноябрясуббота15:00«Экспозиция русского и западноевропейского искусства» - открытие выставки из фондов музея при кинотеатре «Москва»
17 ноябрясуббота11:00«Подвиг М. П. Крошицкого» - лекция в рамках «Декады памяти» при ЧВВМУ им. П. С. Нахимова
2 декабрявоскресенье«Всей семьей в музей» - день льготного обслуживания
11:00«Севастополь в изобразительном искусстве. 1-я пол. XX века» - лекторий выходного дня к 235-летию Севастополя
9 декабрявоскресенье10:00 «Введение во храм пресвятой Богородицы в православной культуре и в итальянском Возрождении» - творческая встреча при ЧВВМУ им. П. С. Нахимова
11 декабрявторник10:00«Персональная выставка Р. И. Грищенко» - открытие выставки при ЧВВМУ им. П. С. Нахимова

четверг, 5 апреля 2018 г.

«Тавриды дивный лик». Владимир Шипицын




«Тавриды дивный лик» - первая персональная выставка мастера декоративно-прикладного искусства Владимира Петровича Шипицына в стенах Севастопольского художественного музея им. М.П.Крошицкого. На выставке представлена художественная резьба по дереву: иконы, складни, кресты, декоративные панно, предметы быта, созданные мастером в разное время.


Владимир Шипицын выпускник известного в стране Абрамцевского  художественно-промышленного училища им. В.М.Васнецова. Это училище имеет особенную историю, которая берёт своё начало в конце XIX века. В это время в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево Е.Д.Поленовой и другими известными художниками «Серебряного века» был сформирован художественный промысел резьбы по дереву – абрамцево-кудринская резьба. В советское время столярно-резчицкая мастерская была реорганизована в училище. На протяжении всего времени существования этого центра трудами и талантами большинства выпускников были возрождены многие традиционные художественные промыслы России.
В.П.Шипицын наследник традиций абрамцево-кудринской резьбы. 40 лет назад в 1978 году он окончил училище по специальности художественная обработка дерева, камня и кости. После окончания училища работал и с деревом, и с камнем, но предпочтение отдаёт дереву.
В последнее время Владимир Петрович увлечён изготовлением культовых предметов. Резные иконы из дерева, изготовленные по православным канонам,  мастер создаёт и для храмов, и для домовых иконостасов; делает кресты, престолы, алтарные кресла, мощевики, нательные образки и складни. Некоторые произведения, созданные Владимиром Петровичем, «служат» во многих храмах Севастополя и Крыма: Свято-Владимирском соборе (усыпальница адмиралов), Свято-Владимирском кафедральном соборе (Херсонес), в Храме Всех Святых, в Свято-Успенском пещерном монастыре (Бахчисарай)... Художник обращается  к святым, которые по преданию в разные времена были в древнем Херсонесе: апостол Андрей Первозванный, папа Римский Климент, семь священномучеников херсонесских, просветители Кирилл и Мефодий. На многих иконах представлены образы любимых и почитаемых в России православных святых: Георгий Победоносец, Богоматерь Владимирская, Святой Николай… Некоторые складни и иконостасы украшены фризами в традициях древнерусского каменного зодчества. На них изображены  схематизированные силуэты голубей, павлинов, стилизованные сказочные львы, похожие на рельефы, украшающие стены Владимиро-Суздальских храмов.
Среди любимых тем резчика – герои и сюжеты античной мифологии, архитектура и керамика древнего  Херсонеса, города Боспорского царства, море и его обитатели. Из-под резца художника  «рождаются» декоративные панно, где центральное место занимают античные и фантастические герои, в обрамлении растительного орнамента, розеток, завитков, куда вплетены гирлянды виноградных лоз – щедрых «даров» Крыма, «сокровища» Чёрного моря.     Изображения плотно и ритмично покрывают поверхность изделий, практически не оставляя свободного места. На некоторых панно композиция строится симметрично. Парные изображения, геральдически обращенных друг к другу птиц, созданы в традициях городецкой росписи. Объёмно-рельефная резьба создаёт округлые формы, которые  придают орнаменту четкость и одновременно мягкость и пластичность.
 Подчёркивая природную красоту дерева, мастер практически не использует тонировку. Обычно выбирает местные породы – липу, реже можжевельник. В арсенале резчика многообразие инструментов: разные по размеру и диаметру стамески, знаменитый богородский нож, клюкарзы. уголки… На вопрос: «Сколько их у Вас?», мастер, не задумываясь, ответил: «Около 100».
         Среди декоративных панно и икон совсем не затерялись небольшие по размеру бытовые предметы: вазочки, шкатулки, конфетницы, хлебницы, солонки, созданные в 80-х-90-х годах. Фигурные сосуды трансформированы в стилизованных рыб, сказочных птиц и домашних животных. Скульптурная форма не является механическим дополнением к предмету, а напротив сливается с ним, представляя собой единое целое. Такое единение делает утилитарные вещи забавными и декоративными, что вполне в традициях русского народного творчества.
         Уникальная история Севастополя, который был основан рядом с  античным Херсонесом, ставшим колыбелью православной Руси, «подсказала» художнику темы, к которым он обращается снова и снова. В работах В.Шипицына образы христианства мирно уживаются с образами народной и античной мифологии. А прекрасное образование, огромный опыт, индивидуальность и самобытность, позволяют мастеру создавать авторские произведения, которые могут быть не только украшением любого интерьера, но и музейной коллекции декоративно-прикладного искусства.
 Следующий 2019 год для Владимира Петровича юбилейный. Хочется пожелать мастеру творческих успехов, вдохновения и активной выставочной деятельности.
                                                                                                                   
  Титова Е.П., старший научный сотрудник













СМИ о выставке:

1-ый Севастопольский: Тавриды дивный лик.
PositivSity:Тавриды дивный лик.
Слава Севастополя: Дивный лик Тавриды от Владимира Шипицына.
Слава Севастополя: Тавриды дивный лик.