19 июняпонедельник16.00«Крымские берега» - открытие выставки произведений из фондов музея и частного собрания, посвященной юбилеям М.А.Волошина и К.Ф. Богаевского
16 октябряпонедельник16.00«Часы и гобелены XVIII - начала XX веков» - открытие выставки произведений из фондов музея
18 октябрясреда16.00«Мои истории» - открытие выставки акварелей севастопольского художника Александра Воцмуша
30 октябряпонедельникСанитарный день. Музей закрыт для посетителей
3 ноябряпятница16.00«Спасенные шедевры» - открытие выставки произведений из фондов музея
4 ноябрясубботаДень народного единства. День открытых дверей
18.00-22.00«Ночь искусств 2017»
5 ноябрявоскресенье10.00-13.00«Всей семьей в музей» - день льготного обслуживания
11.00«Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого» - лекторий выходного дня «Музеи мира»
5-17 ноября«Декада памяти» - литературные и музыкальные вечера
6 ноябряпонедельник90 лет Севастопольскому художественному музею им. М.П. Крошицкого. День открытых дверей
12 ноябрявоскресенье11.00«Российская Академия художеств (Москва)» - платный лекторий «260 лет Российской Академии художеств»
17 ноябряпятницаДень рождения М.П. Крошицкого. День открытых дверей

среда, 17 мая 2017 г.

«Синестезия. Там, где ярко»


Выставка «Синестезия. Там, где ярко» посвящена основной теме Международной акции «Ночь музеев 2017», заявленной Художественным музеем - «Цветовые коды изобразительного искусства». В рамках этой акции мы раскрываем вот уже пятый год «фундаментальные законы», лежащие в основе изобразительного искусства (в самой акции принимаем участие с 2012 года). Посвящали проект свету как основе всего, в том числе - цвета, пространству, времени… и вот мы возвращаемся к цвету, но уже не с точки зрения его физической природы, а как к неотъемлемой части художественной практики. 

На рубеже XIX и XX веков с ростом технического прогресса художники принялись за подробный анализ изобразительного искусства (на практике, а не как теоретики). Так началась эпоха экстремальных формалистских экспериментов, один из результатов которой - «анатомическое» знание цвета, формы, пространства картины. Но для «извлечения» этого знания нужны как раз теоретики, а для того, чтобы довести их до широких масс общества - популяризаторы. В сущности это - «перевод» перевода: вначале с языка живописи, потом - с языка науки, пусть и гуманитарной. Можно попробовать обучить рядового зрителя «разговорному изобразительному», хотя для получения настоящего глубокого знания, как говорится, и жизни мало. В рамках Международной акции «Ночь музеев» мы раскрываем вот уже шестой год «фундаментальные законы», лежащие в основе изобразительного искусства. Посвящали проект свету как основе всего, в том числе - цвета, пространству, времени… и вот мы возвращаемся к цвету, но уже не с точки зрения его физической природы, а как к неотъемлемой части художественной практики. 

Для того, чтобы в пространстве интернета картинка отображалась в определенных цветах, она программируется через соответственную последовательность знаков, то есть каждому цвету присвоен определенный код. Существует целая унифицированная палитра для той или иной операционной системы, используемая для приведения цветопередачи к единообразию. В изобразительном искусстве исследованиями системы цветовых воздействий в начале ХХ века занимался Василий Кандинский, а в параллели с ним - Иоганнес Иттен, затем этому стали обучать в «колыбели» дизайна - немецком «Баухасе», где оба преподавали. Цветоведение сегодня - отдельная дисциплина, но речь в нашем проекте пойдет не столько о ней. Восприятие цвета у взрослого человека происходит автоматически, изобразительное же искусство далеко не всегда побуждает к безусловному «видению» цвета. При взгляде на плоскость картины, мы «переживаем» или даже «проживаем» его: за счет контрастов и фактур, больших плоскостей, заполненных меняющимся или локальным цветом, таким образом художник подводит нас к определенным эмоциям (другой вопрос - интуитивно или осознанно). И если в случае с художником подход определяется мерой его таланта и профессионализма, то для зрителя отсутствие художественной интуиции может обернуться обрывом в коммуникации: он просто не имеет в руках ключа к пониманию изображенного. 

Сегодня люди вольно или невольно воспитываются средствами медиа, и это не столько СМИ, сколько интернет со всем своим многообразием (с поправкой на виртуальную специфику). Изменилось мышление, оно стало, по сути, медиальным (зритель привык к движущейся картинке, насыщенной визуальными эффектами). Это действует, как усилитель вкуса в пище: мы теряем восприимчивость к простым ощущениям, нам требуется всё больше «добавок», «примочек», «увкуснителей». Что это значит для изобразительного искусства? Художник оказывается перед выбором: перейти на медийный язык или работать «по-старинке», в надежде, что «понимающему достаточно». Художественные музеи сегодня выступают посредниками, соединяя разных художников разных эпох, комментируя или же просто создавая атмосферу, располагающую к размышлению об исторических и актуальных процессах в искусстве и культуре. 

Так что же такое сегодня цвет для изобразительного искусства? Как научиться его «считывать», «проживать»? И надо ли это? 

Выставка представляет произведения западноевропейского и отечественного искусства из фондов Художественного музея, дополненные работами современных художников (Москва, Севастополь). Яркие контрасты и мириады оттенков одного цвета, подвижные фактурные цветовые пятна и лубочная трактовка колорита… даже если сюжет изображения четко прочитывается, главное действующее лицо экспозиции - это цвет.

Виктория Данилюк, куратор выставки
























СМИ о выставке:
ForPost: Севастопольцам предлагают испытать на себе цветовую терапию
НТС: Севастопольский художественный музей готовится к всероссийской ночной акции