19 июняпонедельник16.00«Крымские берега» - открытие выставки произведений из фондов музея и частного собрания, посвященной юбилеям М.А.Волошина и К.Ф. Богаевского
4 августапятница16.00«И нам завещанное море...» - открытие выставки произведений из фондов музея, посвященной 200-летию И.К. Айвазовского
24 августачетверг16.00«Нереализм» - открытие международной выставки (Кельн - Казань - Севастополь)
18.00-19.00 Проект «Художественные четверги»
28 августапонедельникСанитарный день. Музей закрыт для посетителей
31 августачетверг18.00-19.00 Проект «Художественные четверги»
3 сентябрявоскресенье«Всей семьей в музей» - день льготного обслуживания
11.00«Берлинская картинная галерея» - лекторий выходного дня «Музеи мира»
7 сентябрячетверг16.00«VII биеннале классического абстракционизма» - открытие выставки произведений членов Творческого союза художников и искусствоведов «Академия абстракционизма»
17.00-19.00 Проект «Художественные четверги»
10 сентябрявоскресенье11.00«Академия художеств. История создания» - платный лекторий «260 лет Российской Академии художеств»
13 сентябрясреда16.00«Владимир и Виктор Новиковы. Графика» - открытие выставки произведений севастопольских художников
14 сентябрячетверг17.00-19.00 Проект «Художественные четверги»
21 сентябрячетверг17.00-19.00 Проект «Художественные четверги»
28 сентябрячетверг17.00-19.00 Проект «Художественные четверги»

понедельник, 20 февраля 2017 г.

«Красная Армия всех сильней!»


Среди праздников, доставшихся нам по наследству от Советского Союза, особенно почитаем «День Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) и Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ)», который сейчас мы именуем «Днём защитника Отечества». Нашим славным воинам - воинам Красной Армии - посвящена выставка агитационных плакатов, на которой представлены работы Г.Клуциса, В.Дени, Н.Долгорукова, А.Кокорекина, В.Говоркова, Кукрыниксов… – известных художников-графиков, классиков наглядной агитации ХХ века.


100 лет назад в феврале 1917 года в России произошла буржуазно-демократическая революция, изменившая ход нашей истории. Октябрьская социалистическая революция и гражданская война, как следствие этих событий, привели к гибели Российской империи. Эта трагедия и сейчас в сердце русского народа, ведь рушились судьбы людей, «брат шёл на брата», горели города... И в этом пожарище родилась новая страна под названием Советский Союз, страна наших родителей и нашего детства, которую также не удалось сохранить. Но мы, потомки участников тех далёких событий, помним и храним самое лучшее из прошлого.

Плакатам времён гражданской войны отводилась ведущая роль в борьбе с врагами молодой Советской республики. Они доносили до населения идеи большевиков, призывали к мобилизации, боролись с интервентами, уверяли в надёжной защите наших рубежей (П.Уткин(?) «Красная Амия и Красный Флот - надёжная стража С.С.С.Р.», 1924). Ценность плакатов тех лет в лаконичности, цельности и художественной выразительности графического языка, основанных на традициях дореволюционной прогрессивной журнальной графики. В силу того, что большинство населения было безграмотным, плакат был призван донести содержание и без прочтения текстовой информации с помощью художественных образов, поэтому некоторые плакаты создавались в виде народного лубка (В.Фестер. «Да здравствует Красная Армия, защитница рабочих и крестьян!»,1925).

В конце 20-х годов плакаты агитировали вступать в ряды РККА идейную, сильную духом и развитую физически молодёжь («Рабочие, крестьяне, красноармейцы! Все на помощь нашему воздушному флоту!», 1929).

Осознание своей силы, готовность к защите Отечества прекрасно воплощены в плакатах 30-х годов. Многие листы того предвоенного времени демонстрируют военную мощь молодого государства. В них изображались самолёты, артиллерийские установки, танки, корабли, готовые в любой момент встать на защиту своего народа. Но главными героями остаются люди - молодые, полные сил и энергии, здоровые духом - авангард Красной Армии.

Большинство представленных в экспозиции плакатов созданы в содружестве двух талантливых художников – В.Дени и Н.Долгорукова. Художник Виктор Дени (Денисов) обращается к плакатной графике ещё во время Гражданской войны. Он работает над боевым политическим плакатом, вошедшим в золотой фонд советского изобразительного искусства. Уже в 30-е годы плакат становится главным в его творчестве. В ранних плакатах Николая Долгорукова ещё заметно влияние авангардных течений 20-х годов. Художник обращается к конструктивизму: фотомонтажу, коллажу, выбирает острые ракурсы, строит композицию по диагонали, противопоставляя масштабы и планы, создавая впечатление стремительности, движения («Красная Армия – гордость народа!»). В 1933 году выходит первый совместный плакат В.Дени и Н.Долгорукова. В дальнейшем этот творческий союз создаст много выдающихся агитационных политических листов, лучшие из которых экспонируются на выставке («Слава сталинским соколам!», 1940; «Да здравствует партия Ленина – Сталина!», 1938).

Фотомонтаж в своих произведениях использовали художники Г.Клуцис («Да здравствует наша счастливая социалистическая Родина! Да здравствует наш любимый великий Сталин!», 1935) и В.Корецкий («За безопасность города Ленина, за Родину, за Сталина!», 1940). Ведь именно фотоплакаты в большей степени создают ощущение реального времени, так как люди, события не вымышлены – они часть нашей истории. Художник-авангардист, яркий представитель  конструктивизма, один из создателей искусства цветного фотомонтажа Густав Клуцис посвятил свое творчество прославлению сталинского режима, но сам пострадал от него. В 1938 году он был репрессирован и расстрелян, только в 1956 году посмертно реабилитирован.

Наиболее изучены исследователями плакаты военных лет. Советский политический плакат в годы Великой Отечественной войны вырос в действенное и высокое искусство, близкое народу и любимое им. С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух воинов и производительность труда в тылу. В этой «живой и взволнованной летописи» четырёх лет войны – уверенность в обречённости фашизма и убеждённость в скорейшей победе. Это чувство проходит красной нитью через все работы, какой бы теме они не посвящались. Единство армии и народа, поднявшегося на защиту Родины, сознание правоты своего дела подкрепляли эту уверенность и делали её непоколебимой. Раскрывая жестокость врага, доведя до сознания народа всю глубину опасности, художники политического плаката призывали к максимальному напряжению сил: советские воины не должны знать страха и жалости, беспощадно уничтожать врага, а оставшиеся в тылу не должны знать усталости. Графические листы тех лет характеризуются конкретностью, эмоциональностью, психологической остротой решения, как героических, так и сатирических тем. Часто художественное обобщение строилось на реальном событии и ситуации. Нередко при создании плаката использовался конкретный герой. Художнику Л.Голованову в плакате «Дойдем до Берлина!» (1944) удалось создать запоминающийся образ воина. Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный солдат – снайпер Василий Голосов. Вот только ему не суждено было дожить ни до взятия Берлина, ни даже до момента появления на свет плаката. В августе 1943 года во время боёв за село Долгенькое Харьковской области гвардии лейтенант Василий Голосов был убит осколком немецкого снаряда. Благодаря его подвигу и подвигу миллионов таких же солдат наступила долгожданная Победа.

Закончилась война, смолк гул сражений, но по-прежнему плакат страстно и убедительно призывал миллионы советских людей быть на «переднем крае», залечивать тяжёлые раны войны, преодолевать разруху, укреплять мощь армии и флота. Советские плакаты красноречиво рассказывают об обороне Родины в воздухе, на земле и воде. Послевоенные плакаты, прославляя отважных солдат, их смелость, силу и профессионализм, воспитывали любовь к Отечеству, гордость за свою страну и ее непобедимых защитников.

Особое значение в послевоенные годы приобрела в плакате тема борьбы за мир. Главными лозунгами этого времени становятся слова «Мир, труд, дружба!». В это время появляется много так называемых декоративных плакатов. Знамёна, ордена и медали, орденские ленты, лавры, здания Кремлёвского ансамбля – вот основные элементы, из которых строятся декоративные композиции. Цвет, ритм линий, форма создают впечатления торжества, праздника Победы. К декоративному плакату относится лист Е.Малолеткова «Советские вооружённые силы верный страж завоеваний октября», (1948).

Искусство каждой эпохи, каждого народа искало и находило своего героя. Вызванное к жизни революцией, закалённое битвами гражданской войны советское искусство с первых шагов обратилось к образу защитника, солдата, отстаивающего народную власть. Он победил в революционных боях, он пришёл строить новую жизнь. И когда ему была навязана война – вновь стал воином в самой жестокой из всех войн, пережитых человечеством. Он с честью и легендарной стойкостью прошёл через все испытания, прославил свою страну и свой народ перед всем миром. И на всём этом историческом пути советское искусство шло рядом со своим героем, любовно воспевая его. В образе солдата определились черты героя советского времени и героя дня сегодняшнего, история которого продолжается по сей день.

Е.Титова, старший научный сотрудник
























СМИ о выставке:
Sevas.com: Музей им. Крошицкого приглашает на выставку ретро-плаката
НТС: Выставка «Красная Армия всех сильней» открылась в Севастопольском художественном музее
Министерство культуры РФ: Выставка «Красная Армия всех сильней»