Календарь 2018


С 1 июня 2018 года музей закрыт.

В связи с началом ремонтно-реставрационных работ в здании музея по проспекту Нахимова, 9, постоянная экспозиция переезжает на проспект Генерала Острякова, 70 (кинотеатр "Москва") ко второй половине августа 2018.


среда, 27 апреля 2016 г.

«Шёл солдат...» Живопись, графика П. Столяренко


Ко Дню Победы в Великой Отечественной войне приурочена выставка произведений ялтинского живописца, ветерана ВОВ, народного художника Украины Петра Столяренко из фондов музея и частного собрания.



ПЕТР КУЗЬМИЧ СТОЛЯРЕНКО

Родился 13 июля 1925 г. в поселке Капканы (под Керчью) Крымской области.
Посещал мастерскую К. Ф. Богаевского. В годы Великой Отечественной войны был связным в партизанском отряде.
С 1945 г. - занимался в художественной студии при Феодосийской картинной галерее им. И.К.Айвазовского у Н. С. Барсамова.
С 1948 г. - участник выставок: с 1952 г. - республиканских, с 1953 г. - всесоюзных, а также зарубежных (Венгрия, Югославия, Финляндия, Албания, Франция, США, Япония, Испания, Канада, Италия).
С 1953 г. - член СХ СССР.
С 1963-1978 гг. - член республиканского правления Союза художников.
В 1963 г. - первая персональная выставка в Киеве.
С 1969 г. - живет и работает в Ялте.
С 1972 г. - заслуженный художник Украины.
С 1985 г. - народный художник Украины.
В 1990-1995 гг. - работал в Париже, периодически посещал Бельгию, Люксембург, Монако, Испанию, Италию, Голландию, Данию.
2010 - золотая медаль "За вклад в мировую культуру" международного фонда "Культурное достояние" (Россия).
Работы хранятся в музеях Украины, России и многочисленных зарубежных и отечественных частных собраниях.

Полем, вдоль берега крутого, мимо хат 
В серой шинели рядового шёл солдат. 
Шёл солдат, преград не зная, 
Шёл солдат, друзей теряя, 
Часто бывало, шёл без привала, 
Шёл вперед солдат…
М.Матусовский


В память о Великой Победе в стенах Художественного музея проходит персональная выставка одного из выдающихся крымских художников – народного художника Украины, ветерана Великой Отечественной войны Петра Кузьмича Столяренко. Впервые экспонируются живописные и графические работы не только из фондов музея, но и предоставленные семьей художника.

Творчество мастера чрезвычайно разнопланово: на протяжении всей жизни он пишет лирические пейзажи, марины, натюрморты, портреты, эпические тематические картины на военную и историко-революционную тематику. 

Петр Кузьмич родился 13 июля 1925 года в поселке Капканы под Керчью. Его отец, Кузьма Семенович, был основателем одного из первых рыболовецких колхозов в Крыму. Неудивительно, что позже, большое количество своих полотен художник посвятит трудовым будням рыбаков, будет писать море, лодки, сейнера, рыбачьи поселки, портовые верфи, («Рыбачий порт в Керчи», «Судоремонтный завод», «Труженики моря», «Завтра в море»…). 

Путь художника Столяренко избрал еще в десятилетнем возрасте, когда, оказавшись в Феодосии, он попал в художественную студию знаменитого крымского живописца Константина Федоровича Богаевского, где и начал постигать основы подлинного искусства. Однако война прервала мечты молодого человека об увлекательной профессии живописца. Из-за стремительного приближения немцев санаторий, в котором в это время находился на лечении Петр Столяренко, эвакуировался на Северный Кавказ. Именно там Петр Кузьмич становится связным в партизанском отряде. Совсем мальчишка за это время он «проживет взрослую, порой трагическую жизнь», испытает многое: ранения, несколько раз будет госпитализирован, голод, потерю близких… Только в двадцать лет осуществляется желание Столяренко стать профессиональным художником. По возвращении в Феодосию в 1945 году он поступает в школу-студию при картинной галерее И.К.Айвазовского под руководством ее директора Николая Степановича Барсамова – не только замечательного художника и историка искусства, но и талантливого педагога. Шесть лет провел Петр Столяренко в студии Барсамова, мастерски копировал полотна великих феодосийцев: Айвазовского, Лагорио, Богаевского, Волошина… Николай Степанович сразу заметил у своего ученика интерес к морскому пейзажу и пророчил ему будущее флотского, военного художника и даже предложил устроиться на работу в Севастополе. Как отмечал Барсамов, «в области батальной живописи, Столяренко мог бы стать без преувеличения достойной сменой Ивану Константиновичу Айвазовскому». Но Петр Кузьмич возвращается в Керчь, строит себе мастерскую, творит и серьезно занимается самообразованием. 

В 1969 году П.К. Столяренко вместе с семьей переезжает в Ялту, где работает в одной мастерской с талантливейшим мастером, во многом определившим развитие «крымской школы» Ф.З.Захаровым. Художник часто ездит на пленэры, пишет виды Бахчисарая, Феодосии, Старого Крыма, городов Большой Ялты, которые притягивают внимание зрителя удивительными сочетаниями цвета и света. В самом простом мотиве Столяренко умеет найти особенную поэтическую ноту и, благодаря подвижности живописного мазка, тонким цветовым нюансам, точному рисунку, не теряя индивидуальности, перейти к обобщению и передать красоту крымской природы («Море у Херсонеса», «Веранда в домике Чехова», «Сирень. После дождя», «Город у моря»…).

Военная тема на протяжении всей жизни не «отпускает» солдата Петра Столяренко. Она чрезвычайно важна для мастера и, можно сказать, что именно с этой темы начинается самостоятельный творческий путь художника: на первой выставке, где он участвовал, была показана небольшая батальная марина «Атака торпедных катеров» (1948). 

Столяренко знал и видел врага в лицо, впоследствии часто бывая на местах былых сражений, он находил новые свидетельства прошлого, которые потом достоверно воспроизводил в своих картинах. Как говорит художник: «Я стараюсь писать то, что видел сам». И действительно, события Великой Отечественной войны прошли через самое сердце Петра Кузьмича, все то, что было пережито, прочувствовано им самим, придавало жизненную достоверность, «пронзительность» и необыкновенную силу эмоционального звучания его военным полотнам («1941-й год», «Иван да Марья», «Ника», «Севастопольцы стояли насмерть»...). Герои этих полотен – сильные, мужественные люди, преданные своему долгу. Часто героинями являются женщины – самоотверженные, решительные, готовые разделить любые трудности наравне с мужчинами, оставаясь при этом любящими и заботливыми женами, матерями. 

В картинах, посвященных событиям Великой Отечественной войны для Столяренко важен не столько эффектный сюжет, сколько создание глубокого психологического образа. В многочисленных этюдах, подготовительных рисунках, представленных на выставке, можно проследить то, как художник ищет тот или иной образ, как прорабатывает композицию, вырисовывает сюжетные завязки, создает драматургию характеров, как снова и снова возвращается к одной и той же детали, чтобы, в конце концов, достичь главной цели: живописными средствами рассказать зрителю, что главная сила, которая помогла русскому солдату сразить жестокого врага – это любовь и преданность, это самоотверженная готовность защищать самое дорогое, что дано человеку в жизни – его родной дом, мать, жену, детей… 

Все, чего добился П.К.Столяренко – зрительская любовь, признание и уважение профессионалов – стало возможным лишь благодаря его таланту, неимоверному трудолюбию, целеустремленности и высоким требованиям к самому себе. 

М. Титоренко, искусствовед