19 июняпонедельник16.00«Крымские берега» - открытие выставки произведений из фондов музея и частного собрания, посвященной юбилеям М.А.Волошина и К.Ф. Богаевского
16 октябряпонедельник16.00«Часы и гобелены XVIII - начала XX веков» - открытие выставки произведений из фондов музея
18 октябрясреда16.00«Мои истории» - открытие выставки акварелей севастопольского художника Александра Воцмуша
30 октябряпонедельникСанитарный день. Музей закрыт для посетителей
3 ноябряпятница16.00«Спасенные шедевры» - открытие выставки произведений из фондов музея
4 ноябрясубботаДень народного единства. День открытых дверей
18.00-22.00«Ночь искусств 2017»
5 ноябрявоскресенье10.00-13.00«Всей семьей в музей» - день льготного обслуживания
11.00«Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого» - лекторий выходного дня «Музеи мира»
5-17 ноября«Декада памяти» - литературные и музыкальные вечера
6 ноябряпонедельник90 лет Севастопольскому художественному музею им. М.П. Крошицкого. День открытых дверей
12 ноябрявоскресенье11.00«Российская Академия художеств (Москва)» - платный лекторий «260 лет Российской Академии художеств»
17 ноябряпятницаДень рождения М.П. Крошицкого. День открытых дверей

среда, 9 апреля 2014 г.

«…Помните! Через века, через года…»

Произведения севастопольских художников, созданные в 70-80-х годах ХХ века, являются своеобразными воспоминаниями-размышлениями о Великой Отечественной войне, о храбрых защитниках нашего города. Продолжают «разговор» о событиях 70 - летней давности и самые известные плакаты военных лет, которые призывали к защите Родины и наравне с солдатами Красной Армии приближали Победу

… Помните! Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. 
Памяти павших – будте достойны!
Вечно достойны!..
Роберт Рождественский 

Ещё недавно у нас было героическое прошлое, тревожное настоящее и не было будущего. Но Севастополь снова подтвердил звание города-героя, отстоял право на свою историю и светлое «завтра». «Русская весна» 2014 – своеобразная точка отсчёта в новейшей истории нашего Отечества. Символично, что эта Победа совпала с празднованием 70-летия освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков. Именно этому празднику посвящена выставка произведений севастопольских художников, на которой мы вспоминаем о тех далёких событиях, о людях, приближавших Победу, о славных подвигах героев, принявших смерть ради жизни грядущих поколений, во имя чести и свободы нашей Родины.

В экспозиции представлены произведения Г.Брусенцова, Г.Арефьева, С.Чижа, Н.Василенко, Т.Шаповаловой, А.Сухоруких, В.Проценко, чьё детство и юность выпали на лихое военное время; художников-ветеранов: М.Чухланцева, З.Филиппова, М.Афанасьева, П.Коломойцева, П.Саушкина, О.Миньковой и бывшего директора Севастопольской картинной галереи М.П.Крошицкого (тоже художника!), который спас нашу коллекцию во время войны. 

Многие работы относятся к 60–70-м годам ХХ века. Это время для отечественного искусства – время особого отношения к истории, где важным становится тема памяти, раздумья и размышления о прошлом. 27 живописных, графических, скульптурных работ, предметов декоративно-прикладного искусства из фондов музея – 27 воспоминаний-размышлений о Великой Отечественной войне и о храбрых защитниках нашего города. Отдельный зал посвящён плакатам военных лет.

В монументальном полотне народного художника Украины А.Сухоруких «Севастопольцы» (1983-1985) изображён только один эпизод жизни военного города. Этой работе предшествовал этюд «В осаждённом Севастополе. Папа ушёл на войну» (1977), созданный по реальным воспоминаниям свидетелей тех событий. В этом этюде неразрывно слились горечь утраты и растерянность маленькой девочки, крепко прижимающей к себе самодельную тряпичную куклу, такой одинокой и беззащитной перед войной. Образы женщин и детей, переживших войну, часто можно встретить на полотнах живописца. В жанровой картине «У могилы солдата» (1974) используется мотив «Пьеты» (оплакивания), где матери, жёны и дочери замерли в скорбном молчании. Могила - одна на всех, и скорбь – одна на всех. Их скорбь – это наша скорбь о всех павших в Великой Отечественной войне. В графических листах Владимира Проценко серии «Дети Севастополя»(1971), отражена жизнь детей в осаждённом Севастополе. И это часть биографии самого художника: его, маленьким ребёнком, вывезли в мае 1942 года на одном из последних кораблей, уходивших из разрушенного немцами города. 

Тема ожидания «звучит» в картине «Военная весна» (1980) Зиновия Филиппова. Эта картина также посвящена всем матерям и жёнам, проводившим на фронт своих близких. З.И.Филиппов из того поколения мальчишек, которые 22 июня 1941 года ещё танцевали на «выпускном» и с выпускного бала ушли на фронт. Мальчишки в один миг стали мужчинами. Именно о них песня Булата Окуджавы: «…До свидания, мальчики. Мальчики! Постарайтесь вернуться назад…». И он вернулся, чтобы жить, стать художником, писать о мире и о войне. Ведь война для фронтовиков не закончилась 9 мая, она с ними всегда – в воспоминаниях, в картинах… Но полотна художника не о сражениях и страданиях. Хотя прошло уже 30 лет после войны (картина «Сапун-гора» 1974), ветеран вернулся на Сапун-гору вспомнить своих павших товарищей, свою опалённую войной молодость и полюбоваться красотой крымской земли, той земли, которую защищали и отстояли. И только старые раны, и красные маки, как капли крови, напоминают о войне. Эти красные маки и полуразрушенный ДОТ - главные герои картины Мая Чухланцева «ДОТ, зарастающий маками» (1960). Такие оборонительные сооружения и сейчас можно встретить в городе и в его окрестностях. Они, первыми встречавшие врага, – символ храбрости, стойкости защитников города и символ ожесточённой борьбы за каждую пядь севастопольской земли. На живописном полотне «Мыс Гвардия» (1975) на обрывистом берегу, как на краю земли, в тишине и покое – обелиск - памятник всем погибшим и каждому в отдельности, известным и безымянным героям. В натюрмортах «Солдатский хлеб» (1969) и «Хлеб, разделённый пополам» (1975) художник обращается к теме «трудного» хлеба – основе жизни, такому необходимому и такому главному, особенно во времена лихолетий. О «своей войне», о своём Севастополе рассказал нам художник-фронтовик Май Чухланцев. 

Важное место в экспозиции занимают портреты ветеранов. Среди участников обороны Севастополя 1941-1942 года - полковник, командир 1-го Севастопольского морского полка и 8-й бригады морской пехоты П.Ф.Горпищенко (портрет написан художником Михаилом Афанасьевым); участник боёв за Севастополь капитан 1 ранга А.С.Дукачёв (работа художника Павла Саушкина). За каждым портретом - судьба человека и часть истории города. Творчество талантливого живописца Геннадия Арефьева представлено картиной «Ветеран» (1974). Портрет написан с конкретного человека, но сейчас для нас это собирательный образ защищавшего Родину солдата, потерявшего на войне ноги, но оставшегося живым. Мы понимаем, что старый солдат расскажет о войне, но может быть его рассказ о том, как прекрасна жизнь без войны? 

Заключительным аккордом «звучит» картина Натальи Василенко «Праздничный Севастополь!» (1971). Вечерний красавец-город; салют, словно «застывший» во времени, озарил всё вокруг; ритмичные всполохи расцветили дома, отразились в море, «заливая» его красным, синим, жёлтым цветом. Ликование и радость торжествуют в городе! День Победы – самый главный праздник в году! 

Выставка дополнена произведениями декоративно-прикладного искусства Т.Шаповаловой «Фанфары Победы» (1978) и «Севастопольские маки» (1971), скульптурными работами С.Чижа и О.Миньковой. 

Прошло много лет после войны, но художники возвращались и возвращаются к событиям военных лет cнова и снова, утверждая важное значение подвига для Дня сегодняшнего и завтрашнего. Многих мастеров, чьи работы представлены на выставке, уже нет с нами, но благодаря их картинам, их воспоминаниям мы узнаем о войне. Каждое произведение – это отдельный короткий рассказ о людях и о Севастополе. Эти рассказы создают художественную летопись, у которой не будет конца, потому что память наша – вечна. 

…Вспомним всех поимённо, горем вспомним своим.
Это нужно не мёртвым, - это надо живым…
Роберт Рождественский

Е. Титова – зав. научно-просветительского отдела



Арефьев Геннадий (Энгельс) Александрович 
Живописец, график 

09.06.1934, Алма-Ата (Казахстан) - 13.03.1977, Севастополь 
С 1964 – в Севастополе. Окончил Крымское художественное училище им. Н.С.Самокиша (1961). Обучался в Харьковском художественном институте (1961-1963). С 1964 – участник выставок. В 1975 – медаль республиканской выставки «Мемориал И.К.Айвазовского». С 1966 – художник СХПМ. В коллекции Севастопольского художественного музея около 150 произведений живописи, графики, приобретённых музеем, а также переданных в дар родными и друзьями художника. 



Афанасьев Михаил Андреевич 
Живописец 

13.09.1927, с.Дмитриевка Запорожской обл. (Украина) – 16.14.1983, Севастополь 
С 1944 – в Севастополе. Участник Великой Отечественной войны служил на Черноморском флоте, посещал изостудию при севастопольском ДОФе (1945-1948). С 1959 – художник СХПМ. С 1960 – участник выставок. 



Брусенцов Геннадий Яковлевич 
Живописец, график 
заслуженный художник Украины (1982) 

14.10.1927, Орёл (Россия) – 01.04.2006, Севастополь 
С 1969 – в Севастополе. Окончил факультет монументально-декоративной живописи Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И.Мухиной (1953) и был направлен в Ашхабад (Туркмения). С 1954 – участник выставок. В 1969-1974 – главный художник СХПМ. Член НСХУ, СХ РСФСР (1954). 



Василенко Наталья Васильевна 
Живописец, график 

09.02.1933, Смила Черкасской обл. (Украина) – 15.04.1994, Севастополь 
С 1960 – в Севастополе. Окончила Ростовское художественное училище (1953); Киевский государственный художественный институт (1960). С 1961 – участник выставок, художник СХПМ. Член НСХУ, СХ РСФСР (1971). Основная часть творческого наследия – около 300 произведений живописи, графики и предметов декоративно-прикладного искусства из её коллекции – в фондах Севастопольского художественного музея. 



Коломойцев Пётр Михайлович 
Живописец 
заслуженный художник Автономной Республики Крым (2005) 

11.07.1924, Красный Луч Луганской обл. (Украина) – 30.04.2013, Севастополь 
С 1944 - в Севастополе. Учился в Луганском художественном училище (1939-1941). Участник боевых действий Великой Отечественной войны. В 1950-х - служил на Черноморском флоте, стажировался в Студии военных художников им. М.Б.Грекова. 1961-1985 - художник СХПМ. С 1945 - участник выставок. Член НСХУ (1999). 




Крошицкий Михаил Павлович 
Живописец, музейный работник, педагог 
заслуженный деятель искусств Украины(1956) 

17.11.1894, Севастополь - 4.04.1972, Севастополь 
Вольнослушатель АХ (1915-1918). Участник выставок с 1915. В 1921 вернулся в Севастополь, с 1923 – член САХ. 1927-1929 - научный сотрудник Севастопольской картинной галереи. 1934-1939 - директор Воронежского музея изобразительных искусств. С декабря 1939 по март 1958 - директор Севастопольской картинной галереи; во время Великой Отечественной войны спас основную часть коллекции. С 1937 - член СХ Воронежа, с 1940 - СХ Крыма, с 1957 - СХ СССР. 
В 1991 году имя М.П.Крошицкого присвоено Севастопольскому художественному музею. 



Минькова Ольга Денисовна 
Скульптор 
заслуженный художник Автономной Республики Крым(2001) 

5.08.1923, Фрунзе (Киргизия) - 12.05.2006, Севастополь 
С 1966 - в Севастополе. Участник Великой Отечественной войны. Окончила отделение монументальной скульптуры Московского института прикладного и декоративного искусства (1951). С 1951 - участник выставок. Член НСХУ, СХ СССР (1955). 



Проценко Владимир Васильевич 
График 

Родился 23.09.1940 в Запорожье (Украина) 
С 1941 - в Севастополе. Окончил Симферопольское художественное училище им. Н.С.Самокиша (1968); графический факультет Киевского государственного художественного института (1975). С 1974 - участник выставок. С 2001 - преподает на факультете Львовской Национальной Академии искусств в Севастополе. Член НСХУ, СХ СССР (1983). 



Сухоруких Анатолий Иванович р. 1935 
Живописец 
народный художник Украины(2009) 
заслуженный деятель искусств Украины (1998) 

Родился 20.12.1935 в Новочеркасске (Россия) 
С 1966 – в Севастополе. Окончил Крымское художественное училище им. Н.С.Самокиша (1960); факультет живописи Харьковского художественно-промышленного института (1966). 
С 1966 - участник выставок. С 1994 – председатель Севастопольской организации НСХУ, с 1997 – организатор и руководитель ежегодных Всеукраинских «Севастопольских пленэров». Член НСХУ, СХ СССР (1973). В 2006 – награжден золотой медалью Президиума Академии искусств Украины. 



Саушкин Павел Кузьмич 
Живописец, график 

7.12.1930, пос. Сергеевка Саратовской обл. (Россия) – 23.03.2008, Севастополь 
С 1950 - в Севастополе. Учился в Саратовском художественном училище им. А.П.Боголюбова (1947-1950). 1952-1955 - работал художником в ДОФе, с 1955 – в СХПМ. 
С 1950-х - участник выставок. 



Филиппов Зиновий Иванович 
Живописец 
заслуженный художник Украины (2004) 
заслуженный художник Автономной республики Крым (2004) 

23.09.1923, с.Речица Орловской обл. (Россия) – 23.02.2012, Севастополь 
1926-1931 и с 1956 – в Севастополе. Участник боевых действий Великой Отечественной войны. Окончил АХ Латвийской ССР в Риге (1953). С 1956 - художник СХПМ, участник выставок. Член НСХУ (1993). 



Чиж Станислав Александрович 
Скульптор-монументалист, станковист 
народный художник Украины (2003) 
заслуженный художник Украины (1978) 
лауреат премии АРК (2000) 

23.10.1935, Кривой Рог (Украина) – 22.05. 2008, Севастополь 
С 1956 – в Севастополе. Учился в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной (1952-1954); Одесском художественном училище им. К.К.Костанди (1954-1956). С 1956 - участник выставок. Автор более 100 памятников и мемориальных знаков. Член НСХУ, СХ СССР (1962). 



Чухланцев Май Филиппович 
Живописец, график 

20.05.1925, Сибирь, дер. близ Ишима (Россия) - 6.07.1981, Севастополь 
С 1957 - в Севастополе. Участник боевых действий Великой Отечественной войны. Окончил Тбилисское художественное училище им. Я.И.Николадзе (1954). С 1955 - участник выставок. Член СХ СССР (1970). 



Шаповалова Тамара Петровна 
Художник декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло) 

4.09.1937, Могилев (Белоруссия) – 17.01.2012, Севастополь 
С 1963 - в Севастополе. Окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной и Берлинскую школу изобразительного и прикладного искусства (1962). С 1962 - участник выставок. Член НСХУ, СХ СССР (1970)




Война началась внезапно, но уже буквально на следующий день на стенах домов, у призывных пунктов появились первые плакаты известных художников. В это опасное для страны время, как и в эпоху гражданской войны, плакат занял одно из ведущих мест в изобразительном искусстве. Плакаты по праву можно назвать «солдатами» войны. Они наравне с бойцами Красной Армии «боролись» с фашистскими захватчиками, «обрушивали» народный гнев, «требовали» возмездия, «призывали» к защите Родины и были важным звеном в победе над врагом. Под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!» проходила в годы войны жизнь советского искусства. Художники превратили плакат в своеобразное оружие против врага. 

На выставке представлены плакаты довоенного и военного времени. Плакаты предвоенных лет наполнены оптимизмом, демонстрацией силы и духа советского человека, готовностью к любым испытаниям. Одним из лучших плакатов, ярко выразивших мысли советских людей о войне в предгрозовые предвоенные годы, был лист художника В.Корецкого «Если завтра война…» (1938). Осознание своей силы, готовность к защите Отечества – черты, характерные для советского народа, прекрасно воплощены в герое этого плаката. Фотоплакат Корецкого – одно из первых удачных произведений этого времени. Актуально и сегодня звучит лозунг плаката художников В.Дени и Н.Долгорукова: «Фашизм – это война» (1936). 

С началом Великой Отечественной войны плакаты и газетно-журнальная карикатура были выдвинуты на передний план борьбы с фашизмом. Уже на второй день после вероломного нападения немецко-фашистских захватчиков на Советский Союз появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», который является удачным примером сочетания героического образа с сатирическим. Среди тиражных плакатов на выставке представлен авторский акварельный лист этого творческого коллектива - «Убей его!» (1942). Без огромного плаката (высотой в пять этажей) грузинского художника И.Тоидзе «Родина-мать зовет!», вывешенного на улице Горького, невозможно представить Москву военных лет. Большим патриотическим пафосом, высокой гражданственностью овеян образ женщины. Она стала олицетворением Родины. Обобщённость образа сочетается с горячим, открытым выражением чувства, душевным порывом, эмоциональной силой призыва, обращенного к зрителю. Эта работа по композиции и по цвету (красное, черное, белое) перекликается с плакатом времён гражданской войны Д.Моора «Ты записался добровольцем?» и плакатом 1941 года «Чем ты помог фронту?». 

Так, с самого начала войны, намечаются две главные черты военного плаката – героический пафос положительных патриотических образов и неустанное разоблачение гитлеризма. К концу 1941 года художники создают серию плакатов, которые призывали солдат, следовать мужественному примеру наших великих предков – Александра Невского и Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Александра Суворова и Василия Чапаева (Кукрыниксы «Бьёмся мы здорово, колем отчаянно – внуки Суворова, дети Чапаева» 1941, В.Корецкий «Наши силы неисчислимы» 1941). 

В первые два года войны плакат имел драматическое и, даже, трагическое звучание. В это время художники стремились «говорить» со зрителем особенно проникновенно, взволновано, горячо, так, чтобы каждого потрясло и убедило увиденное на рисунке. Одна из сильнейших работ этого времени - фотоплакат В.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942). Не было ни одного человека, которого бы не пронзила трагическая сила женщины, прижавшей к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой. «Женщина и мальчик не просят о помощи, они борются своим оружием – презрением к врагу и стойкостью…», - писал автор плаката. Чёрная густая тьма фона, беспокойный резкий белый свет, ложащийся отблеском на лицах женщины и ребёнка, пылающие кровью строки текста – всё создаёт напряжённость и драматизм. Главное, согласно замыслу художника, выражено в глазах его героини и в полном ужаса взгляде ребёнка. Большая композиционная находка – направление взглядов матери и сына не на зрителя с призывом о помощи, не на близкий угрожающий штык, а за пределы листа, прямо в лицо врагу. Мотив противоборства, сопротивления выражен и в резком повороте головы женщины, а движение ребёнка, прижавшегося к матери, вносит особую ноту пронзительной жалости. Художник сознательно стремился к лаконизму, к тому, чтобы ничто не отвлекало зрителя от лиц женщины и ребёнка. В этом плакате дан не обобщённый, а конкретный образ женщины-матери, в котором боец на фронте мог узнать свою мать, жену или сестру, а в ребёнке – своих детей. Плакат Корецкого нашёл широкий отклик у бойцов Красной Армии. 

На выставке представлен плакат «Окна ТАСС №582» (1942) художника В.Иванова. Идея «Окон ТАСС» заключалась в том, чтобы последняя информация, пришедшая с фронта, немедленно облекалась в изобразительную форму. Выпуском «Окон ТАСС» был продолжен опыт работы «Окон РОСТА» - плакатов гражданской войны. 

Шло время… и с ходом военных событий, с «переломом» в Великой Отечественной войне, связанным со Сталинградской битвой и битвой на Курской дуге, появляются в плакатах новые темы – темы наступления, близкого окончательного разгрома фашизма. Уже лист В.Иванова «Пьём воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943) нёс светлые ноты в своём эмоциональном строе, звучал как торжественная клятва. «Мне хотелось, чтобы в этом плакате зритель-боец узнавал и себя, и своих однополчан, одетых в серые шинели, а читая текст, ещё до приказа командира наперёд знал свою задачу, видел цель», - писал художник. Исходным моментом послужил, обычный, казалось бы, будничный сюжет. Однако в те знаменательные дни наступления наших войск «добраться» до Днепра можно было лишь ценою ратного труда каждого советского воина. Тему освобождения нашей земли и наступления развивает художник Л.Голованов в одной из лучших своих военных работ – в плакате «Дойдём до Берлина!» (1944). У художника своя, близкая к станковому рисунку плакатная манера и интонация, лишённая всякой официальности, слегка задорная, по-человечески тёплая и подкупающе искренняя. Его солдат похож на героя А.Твардовского из поэмы «Василий Тёркин» - столько же обаяния и оптимизма, простоты и умения по-товарищески «говорить» со зрителем. Плакат Л.Голованова «Герой Советского Союза Роман Семёнович Смищук» (1945) – рассказ о конкретном человеке, воине. Благодаря его подвигу и подвигу миллионов таких же солдат наступила долгожданная Победа. 

Главные темы плакатов 1945 года - ликование, счастье в осознании приближения конца войны, гордость за своих солдат-освободителей, за непобедимый советский народ (В.Коновалов «Родному воину радостная встреча!», Н.Ватолина «Ждём с Победой!»). В первых послевоенных плакатах звучит радость заслуженной победы, призывы к мирному труду, восстановлению «разрушенной» страны (М.Нестерова «Победа!»). 

На нашей выставке представлены самые известные плакаты Великой Отечественной войны. Лучшие плакаты этого периода были подлинно новаторскими. В них образно, эмоционально выражено богатство идейного содержания, разнообразны средства художественной выразительности. А самое главное, они выполняли важную задачу - приближали День Великой Победы. В 1941–1945-е годы художниками были созданы произведения, в которых они выразили всю трагедию войны и прославили подвиг, победившего советского народа. Плакаты, созданные много лет тому назад, и сейчас очень актуальны и современны. 

Е. Титова – зав. научно-просветительского отдела


Художники плакатисты:

Ватолина Нина Николаевна (1915-2002) – живописец, график. Широкую известность получила благодаря многолетнему труду в области плакатной графики. Войдя в число молодых советских плакатистов в предвоенные годы, художник создала сотни листов, многие из которых заслуженно вошли в золотой фонд отечественного искусства 1940-1960 годов. Активно и самоотверженно работала в годы Великой Отечественной войны. Один из самых известных плакатов того времени «Не болтай!», созданный художницей в 1941 году. 

Говорков Виктор Иванович (1906-1974) – график, плакатист в 1926-1930 годах учился в Москве во Вхутеине у С.Герасимова, Д.Моора, В.Фаворского. 1920-е годы работал в области журнальной и газетной карикатуры, в области книжной графики. После окончания учёбы служил в армии. В 1931 работал в области политического и сатирического плаката. Во время Великой Отечественной войны находился в действующей армии, офицер, кавалер Ордена Славы 1-й степени. Изредка делал карикатуры для фронтовой печати и плакаты, над которыми работал и в послевоенные годы. Заслуженный художник РСФСР (1971). 

Голованов Леонид Фёдорович (1904-1980) – график, живописец, плакатист, иллюстратор. Занимался в Москва в Студии М.И.Степанова (1917), в Студии на Тверской (1923-1928) у Д.Н.Кардовского. Участник выставок с 1929. Рисовал политические плакаты (с1941), состоял в студии плакатистов Международного общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Во время Великой Отечественной войны был командирован в качестве художника в действующую армию. В 1943-1957 работал в Студии им.Грекова, занимался станковой живописью, оформлял книги, выполнял эскизы почтовых марок. Лауреат Сталинской премии СССР (1946), заслуженный деятель искусств РСФСР (1954). 

Дени (Денисов) Виктор Николаевич (1893-1946) - выдающийся мастер советской политической графики. С 1910 рисовал политические карикатуры, шаржи на деятелей культуры для московских и петербургских журналов. В годы гражданской войны участвовал в выпуске «Окон РОСТА», рисовал политические и сатирические плакаты. Во время Великой Отечественной войны выполнял плакаты для «Окон ТАСС». Заслуженный деятель искусств (1932). 

Долгоруков Николай Андреевич (1902-1980) – плакатист, карикатурист, журналист. Учился во Вхутеине (1928-1930) на графическом факультете у Л.Бруни, Д.Моора. Участник выставок с 1928. Работал художником-плакатистом. Во время Великой Отечественной войны создавал плакаты и графические листы на военные темы. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1963). 

Иванов Виктор Семёнович (1909-1968) - выдающийся мастер советского плакатного искусства. На выставке представлены наиболее значительные плакаты из числа созданных им работ в области наглядной политической агитации. С 1931 художник работает в области политического плаката. Во время Великой Отечественной войны был автором множества военных плакатов и «Окон ТАСС». Плакаты этого периода проникнуты патриотическим чувством, глубиной психологической и эмоциональной характеристики образов. В его плакатах нашли яркое художественное отражение события политической жизни страны Советов, где отдана ведущая роль партии Ленина-Сталина, героической борьбе с фашистскими захватчиками, самоотверженному труду советских людей, борьбе за мир, расцвету промышленности, сельского хозяйства и культуры Советского Союза. Плакаты В.Иванова служили сильным средством политической агитации. Как художественные произведения они являлись примером овладения методов социалистического реализма в плакатном искусстве. 

Жуков Николай Николаевич (1908-1973) – живописец, график, плакатист, мастер станкового портрета, иллюстратор. В 1930 году окончил Саратовское художественное училище им. А.П.Боголюбова. Значительная часть творчества посвящена жизни и деятельности В.И.Ленина, И.В.Сталина, Великой Отечественной войне. Народный художник СССР (1963). 

Кокорекин Алексей Алексеевич (1906-1959) - живописец, график, мастер книжной иллюстрации, плакатист. Выполнял тематические картины, иллюстрации, пейзажи. Известен главным образом как плакатист. Своих политических плакатах воплощал мужественные, волевые характеры советских людей; обращался к крупномасштабным изображениям и живописным, порой близким к станковым, цветовым решениям. Участвовал в выпуске «Окон ТАСС». Заслуженный деятель искусств (1956). 

Коновалов Виктор Яковлевич (1909-1995) – живописец, иллюстратор, карикатурист, плакатист. Учился в Московском кустарно-художественном техникуме при Всекомпромсовете (1927-1929), в Вхутеине и Московском полиграфическом институте у Л.А.Бруни, В.А.Фаворского (1929-1933). Участник художественных выставок с 1927. В тридцатые годы печатался в журнале «Пионер», газете «Комсомольская правда». Во время Великой Отечественной войны был политруком партизанского отряда, рисовал и печатал боевые листки. В 1943 году готовил плакатные спецвыпуски «Комсомолки» в Сталинграде, Криворожье, Донбассе. За заслуги перед Отечеством после войны был награждён орденом «Знак Почёта». Долгие годы был главным художником журнала «Крокодил». Участник более 100 крупных всесоюзных и республиканских выставок. Заслуженный художник РСФСР. 

Корецкий Виктор Борисович (1909-1998) – советский график - плакатист. Творческий метод основан на сочетании натурных фотографий с рисунком карандашом и гуашью. 1931 год – начало постоянной работы в области плаката. Лучшие плакаты выполнены преимущественно в годы Великой Отечественной войны и отличаются остротой построений, эмоциональной напряжённостью передачи драматических переживаний советских людей. В 1990-е занимается живописью. Заслуженный художник РСФСР (1964). 

Кукрыниксы - псевдоним творческого коллектива трёх художников совместно работающих с 1924 года: 
Куприянова Михаила Васильевича (1903-1991) 
Крылова Порфирия Никитича (1902-1990) 
Соколова Николая Александровича (1903-2000) 
Москва. Живописцы и графики. Народные художники СССР (с 1958), действительные члены Академии художеств СССР (с 1947), лауреаты Ленинской (1965) и Государстсвенных премий СССР (1942, 1947, 1949, 1950, 1951, 1975), Герои Социалистического труда. Окончили Вхутеин в Москве (М.Куприянов и Н.Соколов в 1929, П.Крылов – в 1927). Иллюстраторы русской, советской, зарубежной литературы, карикатуристы. 

Ливанова Вера Матвеевна (1910-1998) – театральный художник, плакатист. Училась в студии Сухотиной Т.Л., в Московском государственном техникуме изобразительного искусства в память восстания 1905 года, 1928-1930 во Вхутеине на театральном отделении. Как художник-плакатист сотрудничала с ИЗОГИЗом, «Советским художником». С 1938 года в Союзе художников СССР. Участник московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. Работы находятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ им. А.С.Пушкина и др. музеях. 

Нестерова Мария Александровна (1897-1965) – мастер плаката. Детство художницы прошло в Самарканде и восточная тема нашла впоследствии многогранное отражение, как в раннем констуктивистском агитационном творчестве, так и в создании политических плакатов 1930-1940-х годов. Широко известны плакаты на военную тему. Член Союза Художников СССР, член МОССХ, ЦДРИ СССР. 

Моор (Орлов) Дмитрий Стахиевич (1883—1946) - русский художник, график, иллюстратор, один из основоположников советского политического плаката, педагог. Член объединения «Октябрь» и председатель Объединения работников революционного плаката. В годы гражданской войны создавал агитационные плакаты. Сатира художника направлялась на религию, Белое движение, Антанту, буржуазный строй. Сотрудничал в журналах «Будильник», «Крокодил» и др. Преподавал в Вхутемасе-Вхутеине и в Московском полиграфическом институте, в Институте им. В.И.Сурикова. В годы Великой Отечественной войны рисовал плакаты, изображающие жестокость нацистских оккупантов. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). 

Тоидзе Ираклий Моисеевич (1902-1985) – живописец, график. Родился в Тифлисе. Учился у своего отца М.И.Тоидзе. В 1930 году окончил Тбилисскую Академию художеств. Ранние картины Тоидзе сыграли значительную роль в утверждении советской темы в грузинском бытовом жанре. Большой эмоциональной и призывной силой обладают плакаты, созданные в годы Великой Отечественной войны. Всемирную известность получил его плакат «Родина-мать зовёт!» (1941). Известен как книжный иллюстратор. Народный художник Грузинской ССР (1980), заслуженный деятель искусств РСФСР (1951), лауреат Сталинских премий (1941, 1948, 1949, 1951). 

Серов Владимир Александрович (1910-1968) - живописец, график. Автор картин на темы историко-революционные и Великой Отечественной войны, портретов, пейзажей. Работал в книжной иллюстрации и плакате. Действительный член АХ СССР, член-корреспондент Академии искусств ГДР. Народный художник СССР.