1 мартасреда16.00«Севастопольцы в начале ХХ века» - открытие выставки фотографий из частной коллекции В. Прокопенкова
15 мартасреда16:00«Сказка ложь, да в ней намек...» - открытие выставки произведений русских художников ХIХ - начала ХХ веков из фондов музея и современных художников
21 апреляпятница16:00«Сокровища Югры - Севастополю» - открытие выставки произведений из фондов Ханты-Мансийского музея Природы и Человека
23 апрелявоскресенье14:00Концерт детской вокальной школы «Резонанс», посвященный светлому празднику Пасхи
24 апреляпонедельникСанитарный день - музей закрыт для посетителей
30 апрелявоскресенье11:00«Декоративно-прикладное искусство ислама» - платный лекторий
5 маяпятница16:00«Живая память» - открытие выставки произведений из фондов музея, посвященной Дню Победы
7 маявоскресенье10.00-13.00«Всей семьей в музей» - день льготного обслуживания
11:00«Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина» - лекторий выходного дня «Музеи мира»
9 маявторник10.00-13.00День открытых дверей ко Дню Победы в Великой Отечественной войне и освобождения Севастополя (для ветеранов ВОВ и членов их семей)
11 маячетверг17.00-19.00 Проект «Художественные четверги»
17 маясреда16:00«Синестезия: там, где ярко...» - открытие выставки произведений из фондов музея и современных художников
18 маячетверг10.00-13.00Международный День музеев - день открытых дверей
20 маясуббота18:00-24.00«Ночь музеев» - международная акция
26 маяпятница16:00«Графика севастопольских художников» - открытие выставки, дар музею коллекционера С.С. Морозова
29 маяпонедельникСанитарный день - музей закрыт для посетителей

понедельник, 10 марта 2014 г.

Елена Душкевич «Раскрывая миры»

Выставка «Раскрывая миры» представляет серию абстрактных работ севастопольской художницы Елены Душкевич, сделанную специально для данного проекта в течение последних нескольких месяцев. Три живописные работы создала пятилетняя дочь художницы Ева – главная героиня видео-инсталляции, которая демонстрируется в экспозиционном зале.

Чаще всего когда художник готовится к своей первой персональной выставке, он серьезен: и либо собирает все, что уже сделал, либо выбирает лучшее из того, что успел создать на текущий момент. Елена Душкевич из тех художников, которые готовят работы специально к выставке: для нее не столь важно показать, чему учили и что интересовало несколько лет назад – в конце концов, от этих работ ее могут отделять несколько жизней, «прожитых» внутри пусть и не столь длинного хронологически периода (хотя эти работы тоже могут быть сильными и интересными, но они уже «о другом»). Обладая «проектным мышлением», Елена создает выставку, как «высказывание», как цельный образ (в пространстве), также раскрывающийся через самодостаточные произведения на плоскости. А раскрыться должна целая Вселенная (не больше и не меньше!). Вселенная, наполненная тем, чем живет художница сегодня, о чем думает, что ее волнует... Прошлое или будущее, но с позиций дня нынешнего: осмысление времени через личную историю, семью; осмысление пространства (физического, социального, политического, и в первую очередь – внутреннего). Абстракция обладает прекрасными возможностями для решения подобных задач: она дает свободу выражения своих мыслей и состояний, не называя их – не опредмечивая, не ограничивая... – но что бы не вкладывал в нее художник, приступая к работе, он должен быть искренним. На языке линий, цвета, формы автор «проговаривается» обо всем, что его волнует и о кое-чем еще... Если нет этого «кое-чего», если произведение строго запрограммировано, даже при отточенном профессионализме художника, то оно не достигнет «статуса искусства», сместившись к дизайну. Такая работа – «сделанная», «безжизненная» композиция, отражающая мастерство и амбиции творца (и это уже не мало!). Но Елена Душкевич, обладая необходимыми профессиональными навыками и имея «здоровые» амбиции – очень искренний и талантливый художник. Стремясь контролировать поток своего сознания, она все же дает волю и интуиции, и собственным чувствам... тем самым создавая для зрителя возможность «прочесть» ее произведение по-своему, исходя из личного опыта и состояния. Интересно и то, что она создавала этот проект вместе со своей дочкой Евой. Ведь дети всегда подражают взрослым, или это взрослые вдруг «силятся» вспомнить, как были свободны до того, как «вкусили от древа познания»? Своим персональным проектом Елена Душкевич поднимает целый комплекс вопросов, и ответы на них каждый зритель может искать как на выставке, так и в своей собственной Вселенной...


Елена Душкевич
1981 родилась в Севастополе, СССР
2006 окончила Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова
2007 обучалась в Институте проблем современного искусства, Москва
с 2012 член ПТСХИ «Академии абстракционизма», Севастополь

Выставки:
2000-2006 в процессе обучения принимала участие в молодежных выставках в Москве
2014 II биеннале камерной абстрактной акварели, Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого
2013 Выставка “ЦветЫ”, Арт-Отель “Украина”, Севастополь
Выставка «Рождественские окна», Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого
V Биеннале классической абстракции, Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого
Выставка «Абстракционисты рисуют», Севастопольский филиал Русского виртуального музея
Европейская ночь музеев “Сила света”, Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого, Украина
2012 Выставка «Простые вещи» Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого
I биеннале камерной абстрактной акварели. Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого
Выставка «Снежный вальс». Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого
2011 Проект “Йозеф Бойс в Крыму” (при сотрудничестве Института им. Гете), Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого
2009 Международный фестиваль современного искусства “Антика и авангард”, Зеленая пирамида, Севастополь


Об искусстве. Очень серьезно. 

Выставка Елены Душкевич «Раскрывая миры» - одна из тех редких возможностей для искусствоведа, когда, вникая в то, что хотел сказать автор, можно проверить, на каком «уровне» находишься сам. Такой проект подобен камертону: он позволяет соотнести собственные актуальные представления об искусстве с тем, что происходит сегодня, сейчас, во «вселенных» людей рядом с тобой, и в этом его своевременность. Попав или же осознав себя в важном, поворотном историческом моменте, мы должны сохранять связь поколений: не зря Елена посвятила один из диптихов своему отцу и доверила три больших холста пятилетней дочке Еве. К такой выставке хочется и должно отнестись максимально серьезно и искренне. 

Глядя на холсты Елены Душкевич, создается впечатление, что они даются автору с легкостью и без напряжения. Однако, каждая из этих работ готовится в несколько этапов и с поразительной тщательностью. Вначале художница определяется с идеей, продумывает ее, затем ищет композицию для ее реализации в эскизах, и только потом берется за холст. Здравый расчет находится в гармонии с чувствами, геометрические формы с острыми углами создают впечатление жесткого контроля сознания за рукой художника. Но в этом творческом процессе оказывается место и для художественной интуиции: линии вдруг обрываются, равномерная интенсивность цвета вдруг слабеет, срывается и снова набирает силу или, наоборот, переходит в тонкие графические «схемы», лишь намечая дальнейшее развитие «мысли». Автор словно пытается «нащупать» в пустоте чистого листа конструкты, механизмы, лежащие в основе. Выходя на метафизический уровень – приступая к работе - из мириад возможностей Елена Душкевич стремиться обнаружить основы бытия произведения искусства и, шире, чего-то абсолютно универсального, основы всего сущего... Прощупывая «меридианы» холста, как бы испытывая линии на прочность, художница то «замедляется», то «ускоряется»: скорость, а точнее ее иллюзия словно добавляет четвертое измерение двухмерной (и в этом парадокс!) плоскости. Подобное движение (а скорость подразумевает движение) можно назвать одной из определяющих черт работ, которые представлены на выставке. Контраст между незаполненными фрагментами – «пробелами» - и напряженной динамикой формы там, где художница находит необходимым проявить, обнажить конструкции, «скелет» пространства, сообщает почти жизненные, физические силы этому условному пространству. На чем «лежат» три измерения, на что они опираются? В плотно «сбитых» композициях чувствуется уверенность и напор математического расчета, баланс сил можно «буквально осязать» (пусть и взглядом). Но при этом в произведениях Елены нет машинальности, такая работа не доступна компьютеру, «человеческая природа» проявляется в спонтанных движениях кисти, в «случайных» затеках, автор словно разрешает себе немного расслабиться и интенсивность цвета, дрогнув, падает... и вновь прощупывается «слабым пульсом», возобновляется с новой силой. Хотя тут же напрашивается сравнение с работами дочки художницы, которые представлены рядом. Глядя на то, чем занимается мама, ребенок тоже пробует свои силы, - вот где проявляется живая непосредственность, композиция строится по наитию, цвета сопоставляются интуитивно и на вопрос, что здесь изображено, сочиняется целая история о принцессах и фонтанах..., а мама-художница старается не сковывать малышку тем, что это не похоже или так не делают – у «будущего» должны быть возможности и еще рано ставить их в рамки стандартов и клише. Видео-инсталляция не только поясняет участие ребенка в проекте, но сообщает еще одно измерение пространству выставки: мы наблюдаем за наблюдающими, вот оно – будущее, наше совместное будущее, пока что у нас тоже мириады возможностей... что мы сделаем с ними?
Виктория Данилюк, искусствовед