19 июняпонедельник16.00«Крымские берега» - открытие выставки произведений из фондов музея и частного собрания, посвященной юбилеям М.А.Волошина и К.Ф. Богаевского
16 октябряпонедельник16.00«Часы и гобелены XVIII - начала XX веков» - открытие выставки произведений из фондов музея
18 октябрясреда16.00«Мои истории» - открытие выставки акварелей севастопольского художника Александра Воцмуша
30 октябряпонедельникСанитарный день. Музей закрыт для посетителей
3 ноябряпятница16.00«Спасенные шедевры» - открытие выставки произведений из фондов музея
4 ноябрясубботаДень народного единства. День открытых дверей
18.00-22.00«Ночь искусств 2017»
5 ноябрявоскресенье10.00-13.00«Всей семьей в музей» - день льготного обслуживания
11.00«Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого» - лекторий выходного дня «Музеи мира»
5-17 ноября«Декада памяти» - литературные и музыкальные вечера
6 ноябряпонедельник90 лет Севастопольскому художественному музею им. М.П. Крошицкого. День открытых дверей
12 ноябрявоскресенье11.00«Российская Академия художеств (Москва)» - платный лекторий «260 лет Российской Академии художеств»
17 ноябряпятницаДень рождения М.П. Крошицкого. День открытых дверей

среда, 18 января 2012 г.

Офорты И.И.Шишкина

Выдающийся русский пейзажист И.И.Шишкин наиболее известен монументальными живописными полотнами. Экспозиция дает редкую возможность познакомиться с наименее известной гранью творчества – с его произведениями в сложной и трудоемкой технике офорта. Высокопрофессиональные графические работы мастера дополняют созданный им цельный образ величественной русской природы.

Знаменитый русский пейзажист Иван Иванович Шишкин прославился своими монументальными живописными полотнами, в которых отразил величие и мощь русской природы. В творчестве мастера ярко воплощены наиболее характерные, близкие народному сознанию представления о русской природе. Его произведения стали подлинным откровением для своего времени. Впервые простой пейзаж воплотил в себе глубокое содержание, приобрёл эпическую монументальную форму. Выдающийся художник создал обобщённый, но убедительный в своей достоверности художественный образ, полностью основанный на натурном видении, на пристальном внимании к реальности, к каждому на первый взгляд неприметному её проявлению. Картины Шишкина – «Рожь», «На севере диком…», «Среди долины ровныя…», «Корабельная роща», «В лесу уграфини Мордвиновой», «Утро в сосновом лесу» и многие другие широко известны и любимы зрителями. 

Но наряду с живописным наследием, ярким, значимым вкладом в сокровищницу национальной художественной культуры являются также его многочисленные рисунки и офорты, поражающие виртуозностью исполнения. И.И.Шишкин был прекрасным рисовальшиком и гравёром. Литографией и офортом он начал заниматься еще в Училище живописи и ваяния. В ранних рисунках Шишкин ограничивался правдивой передачей конкретного уголка природы (чаще всего они являлись источником изучения натуры). В зрелый период он в гравюрах раскрыл более сложный, многогранный образ русской природы. 

В XIX веке офорту в России не уделяли значительного внимания, хотя в этой области работали известные мастера: А.Орловский, Ф.Бруни, поэт В.Жуковский, Т.Шевченко, ... и даже император Николай I напечатал несколько офортов под руководством О.Кипренского. В конце 1860-х годов по инициативе знатока искусства хранителя Эрмитажа А.Сомова был создан небольшой кружок «аквафортистов». К этому кружку примкнул И.И.Шишкин, ранее занимавшийся офортом в мастерской художника Р.Коллера в Цюрихе. Иван Иванович принимал самое деятельное участие в издававшихся кружком альбомах. Не вошедшие в них шишкинские листы были изданы Обществом поощрения художников отдельным (его называют первым) альбомом мастера - «Гравюры на меди крепкой водкой И.И. Шишкина» (СПБ, 1873), который вручали как премию членам Общества за 1873 год. В 1878 году при помощи художника И.В.Волковского Шишкин издал новый (2-й) альбом «25 гравюр на меди И.И.Шишкина» (СПб, 1878). 

Свои занятия офортом Иван Иванович возобновил только в 1885 году. К зиме 1886 года он создал 3-й альбом «Офорты И. И. Шишкина 1885-1886» (СПб, издание А.Е. Пальчикова, 1886), которые художник рассматривал, «как прекрасное средство пропаганды русского реалистического искусства в самых отдаленных местах России и формирования эстетического вкуса у заинтересованных искусством людей». Этот альбом печатал в мастерской Академии художеств единственный в Петербурге печатник Келленбенц, после смерти которого последние листы печатал и многократно варьировал сам Шишкин. Для каждого сюжета художник искал особую технику офорта, иногда сочетал различные технические приемы, умело употреблял различные подкладки (кроме бумаги – батист, бархат, шелк), достигая тем самым большого разнообразия и глубины тонов. Поэтому издание было дорогим и стоило 100 рублей (наиболее дешёвое издание альбома стоило 25 руб.). Все они быстро разошлись и стали раритетами. 

Известный издатель А.Ф.Маркс признавал художественное значение этих работ и, желая дать им наибольшее распространение и известность, приобрёл офортные доски у Шишкина в полную собственность. В 1894 году Товарищество А.Ф.Маркс выпустило ретроспективный альбом «60 офортов И.И.Шишкина 1870-1892», который стал своего рода итогом творческого пути выдающегося гравера. В него вошли лучшие офорты, напечатанные с авторских досок по указаниям и под наблюдением самого художника, созданные им за двадцать лет. 

Именно эти гравюры представлены в музее на юбилейной выставке, приуроченной к 180-летию со дня рождения великого мастера. В Севастопольский художественный музей альбом офортов И.И.Шишкина поступил в 1989 году из собрания известного ленинградского коллекционера, выдающегося ученого ботаника-географа, академика Е.М.Лавренко. Следует подчеркнуть, что в настоящее время сохранилось очень небольшое количество полных альбомов. В коллекциях большинства музеев, частных собраниях или собраниях аукционных домов, чаще всего встречаются лишь отдельные листы этого издания. Всё это позволяет считать альбом из собрания Севастопольского художественного музея уникальным и чрезвычайно интересным.
Л.Смирнова, искусствовед




Иван Иванович Шишкин
1832 - Родился 13(25) января в Елабуге Вятской губернии в семье торговца хлебом
1844 -1848 - учился в 1-й мужской гимназии в Казани
1852 -1856 - учился в Московском училище живописи, ваяния у А.Н.Мокрицкого
1856 -1860 - учился в Академии художеств в Петербурге у С.М.Воробьева
1857 - награжден малой серебряной медалью в Академии художеств, впервые участвовал на академической выставке
1858 - работал на острове Валаам; награжден большой серебряной медалью за графические и живописные виды Валаама
1859 - награжден малой золотой медалью за картину "Вид на острове Валааме"
1860 - награжден большой золотой медалью Академии художеств за две картины под одним названием "Вид на острове Валааме. Местность Кукко", получил звание классного художника 1-ой степени и право пенсионерской поездки за границу на 3 года
1862 - жил и работал в Германии, посетил Берлин, Дрезден, Саксонскую Швейцарию, Богемию, Прагу, поселился в Мюнхене; увлекся литографированием
1863 - 1864 - в Цюрихе занимался в мастерской швейцарского художника Р.Коллера
1864 - посетил Женеву, Париж, Брюссель, Антверпен обосновался в Дюссельдорфе
1865 - экспонировал рисунки на выставке в Дюссельдорфе; удостоен звания академика; возвратился в Россию; сблизился с членами петербургской Артели художников
1866 - участвовал на Всемирной выставке в Париже, на выставке Московского общества любителей художеств; удостоен первой премии на конкурсе Общества поощрения художников; познакомился с Ф.А.Васильевым
1867 - вместе с Ф.А.Васильевым работал на Валааме
1870 - член-учредитель ТПХВ (Товарищества передвижных художественных выставок); увлекся офортом, изобрел технику выпуклого офорта
1871 - член Общества русских аквафортистов
1873 - удостоен звания профессора за картину "Лесная глушь"; участвовал на Всемирной выставке в Вене
1878 - участвовал на Всемирной выставке в Париже
1879 - поездка на этюды в Крым
1889 - поездка на этюды в Петрозаводск, на Финский залив
1891 - персональная выставка этюдов, рисунков, гравюр в Академии художеств
1894 -1897 - профессор-руководитель пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств
1898 - 8(20) марта скончался в Петербурге